Поддерживаете ли вы замысел «закрепить» в самом хорошем смысле этого слова, раздел проектной документации, концептуальные решения и /или ОТР, далее рабочую документацию за конкретным исполнителем? Ещё бы сюда авторский надзор иметь в виду, но с ним в последнее время творится что-то странное. Он вроде бы и есть, и должен хорошо оплачиваться, а по документам его вроде как и нет, просто в рабочем порядке отвечайте на вопросы монтажной организации во время экспертизы и рабочей документации одновременно, для ускорения так сказать процесса и запараллеливания работы! Только во благо! Но мы, как проектировщики, прекрасно понимаем, что это совсем не так.
Не редкость начинать работу не «с нуля», а доделывать или переделывать полностью, частично за кем-то в силу самых разных обстоятельств. Еще чаще встречаются случаи, когда несколько стадий проектирования успешно были пройдены организацией или компанией-проектировщиком, но опять же Заказчик принял решение всё сделать иначе с другими исполнителями и по другой концепции, на что имеет право.
У меня всегда возникают вопросы: «почему? Что произошло?», и в ответ можно услышать много вариантов.
ТОП 4:
- прошлая компания показала себя не надежной,
- компания, с которой работали ранее разорилась, её фактически нет,
- не договорились о цене проектирования в этот раз,
- разыграли тендер, ничего личного, выбрали не прошлую организацию…
Но в любом случае все мы люди и вкладываем в рабочие отношения очень много личного «о себе и своей работе», «об отношениях между людьми в коллективе».
Поэтому в моём лексиконе появился термин «кладбище исполнителей»:
- это состояние практически отчаянья или безнадёги, когда фамилии исполнителей на каждый раздел, на каждом листе, «проверил, разработал, ГИП, Н. Контроль» и т.д. есть, а спросить-то и не у кого. Где все эти люди, которые разбирались годами, месяцами в проекте, ковырялись с решениями, которые сейчас так лихо уходят в другие руки и всё начинается сначала.
- это удивление и легкая натянутая улыбка, когда ты надеешься, что кто-то уже проделал большой путь работы, а сейчас эти решения перечёркивают красным маркером и выбрасывают в урну, потому что эта работа была «в стол» или для «выбивания средств» из бюджета.
- это истерический смех, когда прошлую организацию поливают грязью, и рассказывают, что принятые тогда решения были просто ужасными и вот теперь мы все вместе сделаем конфетку.
И самое неприятное, сегодня ты та самая организация, к которой обратились доработать проект, а завтра ты сам «кладбище исполнителей».
Конечно, не могут привязать проектировщика ни к конкретному ООО, АО, ни к конкретному проекту и никогда и вряд ли где-либо будет такая практика востребована.
Из личного опыта сталкиваться с «доделками» и «переделками», как сейчас все называют «корректировка проектной и рабочей документации», «документация на завершение строительства» это очень частый гость в моём послужном списке.
Например, работа по ВК и АПТ над Государственный архивом Российской Федерации в г. Обнинск Калужской области (ГАРФ). Работу мы начали примерно в 2018 году с заходом на 2019 год. СМИ весело вещали, что в Обнинске в 2024 году откроют филиал госархива. Стоимость реализации проекта по данным на начало 2024 года превысила 9 млрд. рублей. Само строительство крупнейшего в России архива началось в Обнинске в 2020 году. Емкость архива составит не менее 12 млн бумажных документов и 21 петабайта цифровой информации. Площадь архива превысила 55 тысяч кв. метров.
Мы (пара инженеров Водин, да Воронова, ГИП и идейных вдохновитель) были в конце пищевой цепочки этого проекта, конечные исполнители, которых почти не слушали, не проявляли уважения и не считались с нашим мнением. И для нас это была крайне сложная работа, которую мы закончили величайшим чудом и получили положительное заключение экспертизы. На рабочей документации, мы зная, где могли ошибиться и что пошло не так, взялись дорабатывать решения, но пришла весть, что «всем спасибо, все свободны» и мы ушли из проекта с нюансами… Кто те несчастные которым пришлось догадываться о наших начинаниях, мы не знаем, но вполне возможно, что они сильно не вникали в наше «кладбище идей». Через несколько лет, правда, сообщество ВКшников меня настигло с недоразумением по качеству Рабочей документации, многие уже знали, перешептывались, что начинали-то проект именно МЫ.
Тогда мне сказали основную фразу из «Искусства войны»: «Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывет труп твоего врага».
На что Заказчику пришлось вернуться к основным принятым решениям стадии П, которую, собственно, мы невероятно вытянули. Такая судьба проекта.
Но более того, кроме нескольких вариаций доделок, мы сталкиваемся с несколькими концепциями и документациями на одно и то же здание под разными соусами от разных организаций.
Например, здание на улице Новый Арбат д.2, здание АТС, которое перерабатывалось в административное офисное здание с арендой на 1 этаже.
Объект прошёл жесткую экспертизу в 2019 году в МГЭ перед ковидом, кстати это был мой последний поход лично в МГЭ на 2-бресткую улицу для снятия замечаний у эксперта. И проект я считала очень добротным для административного здания с некоторыми нюансами по пожаротушению.
И вот спустя год, как в анекдоте "концепция поменялась" и этот же адрес приходит ко мне, но под видом уже гостиницы. Пока мы распинались рассказывая новой организации, что это совсем нелёгкий Объект в силу расположения и проблем с сетями, его увели в другие руки) Что часто случается. Поэтому сейчас часто я не объясняю отказ долгими эпитетами. ПАС, значит ПАС.