Найти тему

1. Проблема Идеала в советском изобразительном искусстве. Из иститутского реферата 1981 года.

... В своём реферате мне хочется попытаться серьёзно обратить ваше внимание именно на эту проблему, так мало по непонятным причинам затрагиваемую в теоретических дискуссиях художников и искусствоведов в последние годы. Не будем сейчас брать в учёт общие рассуждения о "важности пропаганды через изобразительное искусство образцов подлинно коммунистического проявления в жизни советских людей" и об "огромной роли искусства в воспитании советского человека в духе беззаветной преданности высоким коммунистическим идеалам". Поговорим о конкретном рассмотрении проблемы образа идеала в его абсолютном выражении, идеала, как нашей мечты, как пока ещё лишь заветной цели нашего общества и всего человечества. Поговорим об обсуждении по существу данного вопроса, этой важнейшей и безусловно центральной темы искусства во все времена. А так как Цель и Путь это два взаимосвязанных понятия, то нам придётся затронуть и проблему образа непосредственно самого Пути восхождения к Цели. - - - - - - - - - - - - - - - ... В изобразительном искусстве XX века наиболее привлекает с этой стороны творчество великих художников мексиканского Возрождения Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и особенно Давида Альфаро Сикейроса, художника равного по значению Микеланджело. После Эпохи Возрождения XV века я не знаю иных художников, которые бы так целенаправленно утверждали в своём искусстве именно эти задачи. Сикейрос, можно сказать, это высочайший пример наиболее активного и плодотворного соединения человека и художника, жизни и искусства. То, к чему он так яростно взывал в своём искусстве, как художник, это он так же яростно, бескомпромиссно утверждал в жизни, как человек. Нам остаётся лишь в глубоком уважении молча склонить

Освобождение. Фреска Сикейроса
Освобождение. Фреска Сикейроса

голову перед таким подлинным проявлением чести, совести и долга художника. - ... Искусство Сикейроса представляет собой полную раскрепощённость человеческого духа во имя предельного отражения грандиозной идеи восхождения человечества через борьбу к совершенному обществу. Его творчество заслуживает намного большего внимания, чем это имело место до сих пор в нашей стране. Ведь в каждой эпохе считанные одиночки великие. Надо считать за большое счастье, что именно в нашем идеологическом лагере появился такой. И не имеет значения на каком конце планеты он родился. Разве не стали, к примеру, художники Ренессанса близкими и понятными у нас, как и везде, где есть стремление к высокому человеческому предназначению. Сикейрос тем более близок нашему обществу, как родственный в самой основе своего мировоззрения и содержания искусства. В противоположность Ороско и Ривере, Сикейрос, оставаясь национальным мексиканским художником, сумел, однако, подняться над узко национальными задачами и целями искусства, возвысив своё творчество до подлинно интернационального, общечеловеческого звучания. Его Полифорум - грандиозный образ исторического пути человечества к совершенному обществу, построенный на синтезе архитектуры, скульптуры и живописи, - ярчайший пример всемирного, общечеловеческого искусства. Закономерно, что оно быстро распространилось по всей Латинской Америке. Росписи Сикейроса украшают общественные здания США, Чили, Аргентины, Бразилии, Кубы. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ... Так слабо использовать идейную мощь его искусства на идеологическом фронте и богатство его художественно-теоретического наследия в деле воспитания новых кадров художников-монументалистов, как делается сейчас у нас, просто непростительно. Хорошо известно, как представители иной идеологии широко пропагандируют, рекламируют во всех западных капиталистических странах творчество Сальвадора Дали, своего самого яркого идейного выразителя. Кто из художников социалистического лагеря мог бы противостоять этому художнику в таком широком психологическом и философском охвате образов жизни?.. Сикейрос первый в искусстве социалистической направленности, кто с достоинством принял вызов мощнейшей идеологии современности и победно противостоял ей. Он первый, кто убедительно показал и доказал своим искусством, что социалистическое искусство может быть такое же великое, равносильное по глубине и масштабу, как и само мировоззрение, которому оно служит. Он первый и, кажется, как не обидно, единственный, кто попытался по-настоящему комплексно, в целом отразить в искусстве саму сущность новой идеологии человечества. Искусство Сикейроса - моя вера в огромные возможности современного, подлинно социалистического искусства. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ... Свою заветную цель мы, художники советского искусства так до сих пор и не выполнили. До сих пор наше коммунистическое мировоззрение не имеет законченного, целостного художественного образа всей своей философской, исторической, духовной системы отражения всеобъемлющего Бытия, образа, охватывающего всю эволюцию Жизни в единой цепи прошлого, настоящего и будущего с его Звездой-Идеалом. В этом плане наше мировоззрение реально, серьёзно уступает религиозному, которое в течении многих веков своего развития, выкристаллизовала этот образ до совершеннейшей художественной ясности и высокой степени, глубины воздействия его на душу человека. - - - - - - ... Наше искусство, если хотим развиваться дальше, должно создать образ новой Поэмы Восхождения, которая вела бы к действию, втягивала в действие, в реальное, личное движение каждого человека к совершенству. - - - - - - - - - - ... И Микеланджело и Сикейроса двигала именно такая Поэма. Каждый день, каждую минуту они были в ней. Они так глубоко и органично погрузились в неё, что у них не было ни малейшего шанса выплыть из неё. Они неслись в ней в духовном пространстве жизни, предоставив себя её воле. И не важно, что у Микеланджело Поэма - это восхождение к Божественному идеалу, а у Сикейроса - восхождение в совершенному общественному идеалу. Важно другое - у обоих светил Идеал впереди - главная движущая сила их гения и главный плод их творчества, даруемый людям.

Произведения Микеланджело
Произведения Микеланджело

... И всё же, не смотря на всё значение Сикейроса, он раскрыл лишь общественно-историческую суть образа, дал образ общих закономерностей общественного развития. Но образ эволюции исторического человека, как личности - что интуитивно отражало драматичное творчество Микеланджело - им был опущен. Проблема эволюции духовного мира человека Земли в связи с внешней эволюцией общества, им абсолютно не раскрыта. Эта задача актуально встала перед нашим поколением. Нужен обобщающий образ отражения гигантского процесса эволюции человечества на сознании Человека как личности. Нужен образ внутреннего мира Человека Земли, образ эволюции мироздания его души. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ... Наше искусство Добра и Красоты, искусство веры в Человека должно стать таким же острым, активным, даже воинственным, если хотите, как и искусство безверия, цинизма, патологического извращения человеческой природы, которые демонстрирует во многих направлениях современное искусство западной цивилизации, в особенности сюрреализм - коронная форма исповеди капиталистической идеологии. ...Надо начать состязаться в мощи воздействия, в степени впечатления на души людей. Что победит - вера или безверие, идеал или патология? Кому поверят больше люди? Что больше убедит их?

Сальвадор Дали. Видение
Сальвадор Дали. Видение

...Мы не имеем права проигрывать эту борьбу. Раз взяли на себя право разрушить прежнюю святыню, как ложную, то должны найти в себе силы воздвигнуть на её месте в душе человека новую, истинную Святыню...

Дитя природы
Дитя природы

Продолжение в следующем материале