Найти в Дзене
История и культура Евразии

Ислам и традиционная религия адыгов на рубеже XVIII-XIX веков

Кавказская война 1817-1864 годов стала водоразделом, который окончательно откинул традиционные верования адыгов. В их среду (хоть и неравномерно) вошел мюридизм - исламское течение, которое проповедовал Шамиль.

Шамиль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, Османская империя, ныне Саудовская Аравия) — предводитель северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом Северо-Кавказского имамата — теократического государства, в котором объединил горцев Северного Кавказа. Национальный герой народов Северного Кавказа
Шамиль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, Османская империя, ныне Саудовская Аравия) — предводитель северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом Северо-Кавказского имамата — теократического государства, в котором объединил горцев Северного Кавказа. Национальный герой народов Северного Кавказа

Среди адыгов мюридизм распространился у абадзехов, натухайцев, убыхов.

На почве распространения мюридизма возник интерес к объединению Адыгов (черкесов). Этим воспользовался эмиссар Шамиля Мухаммад-Амин. Объединил адыгов в борьбе с Российской империей.

Эмиссар старался привлечь на свою сторону князей, обещая:

  • усилить власть этих князей, принудив подвластных им дворян и народ к безусловному повиновению

Однако, именно князья не поддержали Мухаммад-Эмина. Зато его поддержали народные собрания так называемых "демократических племен", где власть князей была ограничена. Эти племена были недовольны политикой царизма, опиравшегося на племенную аристократию.

Альфред Веруш-Ковальский Черкесские разведчики (1885)
Альфред Веруш-Ковальский Черкесские разведчики (1885)

Следует отметить, что вообще ислам проник на Северо-Западный Кавказ с миссионерами из Крыма и Османской империи в конце XVII – начале XVIIIв. Однако распространялся очень тяжело, особенно на Кубани.

В этом немалую роль сыграла приверженность адыгов традиционному друидизму (поклонению силам природы через святых людей). Друидизм являлся духовным стержнем, который препятствовал христианизации и исламизации. Оказал влияние на становление культуры садоводства и полеводства, на народную медицину, социальную организацию. Друидизм был основой толерантного отношения адыгов к представителям самых разных культур, религий, народов. Из язычества проистекал адыгэ хабзэ, неписанный кодекс поведения.

Эжен Делакруа «Черкес держит лошадь под уздцы» (ок. 1858)
Эжен Делакруа «Черкес держит лошадь под уздцы» (ок. 1858)

Материал подготовлен на основе статьи Светланы Григорьевны Кудаевой Исламский фактор и переселение адыгов в Османскую империю (XIX В. ).

Будет интересно почитать:

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!