Наиб Магомет-Амин был назначен Шамилем в Черкесию в 1848 году – на завершающем этапе Кавказской войны. Он провёл деятельность по преобразованию военно-административной и религиозной сферы жизни адыгского общества. Его политическая активность способствовала координации действий адыгов, турок и европейских союзников.
Абадзехи
Как известно, в 1848 году к Шамилю прибыли послы от одного народов Черкесии - абадзехов. Они просили имама дать им наиба (заместителя).
Адыги
В то же время, нельзя считать что все адыги поддерживали желание Абадзехцев о принятии власти имамата Шамиля.
Абадзехцы относились к так называемому демократическому крылу адыгов (абадзехи, натухайцы, шапсуги), которыми управляли старшины. Они то и хотели присоединиться к Шамилю, чтобы ограничить притязания племён адыгов - бжедугов, хатукаецев, темиргоевцев, бесленевцев, у которых были сильны феодалы, стремившиеся к увеличению своих феодальных земель.
Мюридизм
Также, примкнув к теологическому движению Мюридов демократические адыги получали возможность свободной торговли с Османской империей. Это было давним занятием например шапсугов, и поэтому им было не выгодно усиление Российской империи в регионе. Хотя сами шапсуги продолжали в быту оставаться язычниками и поверхностно соблюдали требования ислама.
Любимой клятвой жителей побережья от Геленджика до Хизе в то время было:
”Клянусь Торой, Евангелием и Кораном”.
- Адыги не всегда исполняли последовательно и глубоко предписания мусульманской религии. При этом, по замечанию Хан-Гирея, каждый из них готов был отдать жизнь за малейшее оскорбление его вероисповедания. Те из них, кто поддерживал религиозные обряды, превосходил турок в религиозном фанатизме и прилежании в исполнении вероисповедания - А.К. Чеучева Магомет-Амин и адыгское общество середины xix в
Проникновение ислама в среду адыгов можно начать считать с 1835 года, когда Алим Усток октрыл здесь первые медресе.
Наиб Сулейман-эфенди
В 1843 году в Черкесии действовал наиб Шамиля - Сулейман-эфенди. Но он не смог привлечь души адыгов к деятельности имамата.
Мухаммед-Амин
Однако, из-за того, что среди демократических адыгов процветало нежелание объединения для борьбы с внешними врагами им нужен был сильный сюзерен.
Поэтому, они сами попросили нового наиба у Шамиля. Им стал Мухаммед-Амин.
Учреждённый им шариатский суд быстро навёл порядок среди горцев - прекратились беззакония и преступления.
Наиб сформировал 12 округов, в каждый из которых вошло по 1000 семей абадзехов. В округе были тюрьма, кади (судья), 10 эфенди (муллы), 10 мортазыков (служивых людей).
К 1850 году Мухаммед-Амин принудил к принятию власти имамата все остальные адыгские племена.
Несмотря на административные успехи, личная жизнь наиба среди адыгов не заладилась. Обе адыгские княжны, взятые им в жёны рано умерли. Зато наиб заработал себе хорошее состояние на различных штрафах.
Османская империя
Главным политическим оппонентом Мухаммад-Амина как не странно была Османская империя. Её правители были недовольны его возраставшим авторитетом в регионе.
Поэтому, турки назначили адыгского князя Сефер-бей Зана турецким генерал-губернатором у черкесов. Это решение было встречено адыгами прохладно и по сути Мухаммад-Амин остался реальным правителем Черкесии.
Это сразу сказалось во время Крымской войны 1853-1856 годов. Турки пошли на переговоры о военном союзе против Российской империи именно с Мухаммад-Амином. Наиб напал на аулы адыгов под Новороссийском, жители которых перешли в русское подданство. Были проведены казни шапсугов и натухайцев, открыто проявлявших пророссийскую ориентацию.
К этому Мухаммад-Амина вынудили турецкие военачальники, прибывшие с войсками в регион. Но это сильно уменьшило лояльность черкесов, которые были ожесточены репрессиями. Адыги не спешили собирать ополчение, несмотря на все угрозы наиба. Это не позволило малочисленным турецким войскам в Черкесии провести штурм Тифлиса.
До конца войны адыги так и не собрали ополчения.
Единственное что выделили адыги союзным войскам - две тысячи волов и тысячу лошадей для перевозки артиллерии. Да и то подчиняясь угрозам наиба.
Таким образом авторитет наиба в глазах адыгов сильно упал именно в период Крымской войны.
- “Я не знал тогда, кем был в точности наиб…судя по явной почтительности, которая его окружала, я полагал его подлинным вождем этих отцов племен, которые его сопровождали, позже я узнал, что он был ничем. Наиб был для них объектом уважения, но находился среди них только для того, чтобы просить их о помощи; он просил, а не командовал” - представитель маршала Сент-Арно в переговорах с Магомет Амином
Снижению авторитета наиба способствовала и тайная деятельность турок, которые уговаривали адыгских старшин отказаться от власти Мухаммад-Амина. В конце-концов так и случилось - только абадзехи продолжили ему подчиняться.
Завершение наибства
Мухаммед-Амин продолжал борьбу с русскими войсками до пленения Шамиля. В ноябре 1859 года он принёс присягу русскому царю. Последними русским покорились натухайцы в 1860 году.
Следует отметить, что именно Мухаммад-Амин смог отвратить абадзехов от ненужного кровопролития. Также он настоял на делегации абадзехов в Санкт-Петербург. Его авторитет среди них был очень высок.
Мухаммад-Амин до сих пор остаётся в народном сознании адыгов как символ государственного мужа, сумевшего объединить горцев в единое сообщество. Это было бы невозможно без его административных талантов и природной энергичности.
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-декабрь 2021 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2021 годы