Найти тему

Мухаммад-Амин - третий наиб Шамиля в Черкесии и объединитель адыгского народа

Оглавление

Наиб Магомет-Амин был назначен Шамилем в Черкесию в 1848 году – на завершающем этапе Кавказской войны. Он провёл деятельность по преобразованию военно-административной и религиозной сферы жизни адыгского общества. Его политическая активность способствовала координации действий адыгов, турок и европейских союзников.

Шами́ль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель кавказских горцев, лидер северокавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом нелегитимного (с точки зрения России) теократического государства — Северокавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Восточной Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа - Википедия
Шами́ль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель кавказских горцев, лидер северокавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом нелегитимного (с точки зрения России) теократического государства — Северокавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Восточной Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа - Википедия

Абадзехи

Как известно, в 1848 году к Шамилю прибыли послы от одного народов Черкесии - абадзехов. Они просили имама дать им наиба (заместителя).

Абадзехи (самоназвание: адыгэ, абдзах) — этнографическая группа адыгов, в основном проживающая в ауле Хакуринохабль (Шовгеновского района Адыгеи). В прошлом именовались Абаски и были одним из крупных адыгских племён - Википедия
Абадзехи (самоназвание: адыгэ, абдзах) — этнографическая группа адыгов, в основном проживающая в ауле Хакуринохабль (Шовгеновского района Адыгеи). В прошлом именовались Абаски и были одним из крупных адыгских племён - Википедия

Адыги

В то же время, нельзя считать что все адыги поддерживали желание Абадзехцев о принятии власти имамата Шамиля.

Абадзехцы относились к так называемому демократическому крылу адыгов (абадзехи, натухайцы, шапсуги), которыми управляли старшины. Они то и хотели присоединиться к Шамилю, чтобы ограничить притязания племён адыгов - бжедугов, хатукаецев, темиргоевцев, бесленевцев, у которых были сильны феодалы, стремившиеся к увеличению своих феодальных земель.

Ады́ги или черке́сы (самоназвание — ады́гэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы или общее название единого народа в России и за рубежом, включающего в себя адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов. Коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского края - Википедия
Ады́ги или черке́сы (самоназвание — ады́гэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы или общее название единого народа в России и за рубежом, включающего в себя адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов. Коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского края - Википедия

Мюридизм

Также, примкнув к теологическому движению Мюридов демократические адыги получали возможность свободной торговли с Османской империей. Это было давним занятием например шапсугов, и поэтому им было не выгодно усиление Российской империи в регионе. Хотя сами шапсуги продолжали в быту оставаться язычниками и поверхностно соблюдали требования ислама.

Любимой клятвой жителей побережья от Геленджика до Хизе в то время было:

”Клянусь Торой, Евангелием и Кораном”.
  • Адыги не всегда исполняли последовательно и глубоко предписания мусульманской религии. При этом, по замечанию Хан-Гирея, каждый из них готов был отдать жизнь за малейшее оскорбление его вероисповедания. Те из них, кто поддерживал религиозные обряды, превосходил турок в религиозном фанатизме и прилежании в исполнении вероисповедания - А.К. Чеучева Магомет-Амин и адыгское общество середины xix в

Проникновение ислама в среду адыгов можно начать считать с 1835 года, когда Алим Усток октрыл здесь первые медресе.

Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Кавказскую войну - Википедия
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Кавказскую войну - Википедия

Наиб Сулейман-эфенди

В 1843 году в Черкесии действовал наиб Шамиля - Сулейман-эфенди. Но он не смог привлечь души адыгов к деятельности имамата.

Мухаммед-Амин

Однако, из-за того, что среди демократических адыгов процветало нежелание объединения для борьбы с внешними врагами им нужен был сильный сюзерен.

Поэтому, они сами попросили нового наиба у Шамиля. Им стал Мухаммед-Амин.

Учреждённый им шариатский суд быстро навёл порядок среди горцев - прекратились беззакония и преступления.

Наиб сформировал 12 округов, в каждый из которых вошло по 1000 семей абадзехов. В округе были тюрьма, кади (судья), 10 эфенди (муллы), 10 мортазыков (служивых людей).

К 1850 году Мухаммед-Амин принудил к принятию власти имамата все остальные адыгские племена.

Несмотря на административные успехи, личная жизнь наиба среди адыгов не заладилась. Обе адыгские княжны, взятые им в жёны рано умерли. Зато наиб заработал себе хорошее состояние на различных штрафах.

Мухаммад-Амин (1818, Гонода, Гунибский район — 8 апреля 1901, Армут, возле Бурсы, Османская империя) — третий наиб Шамиля в Черкесии. В ноябре 1859 года, через 3 месяца после капитуляции Шамиля, Мухаммед Амин также сдался русским властям. Получил от царя ежегодную пенсию в 3 тыс. руб., вскоре выехал в Турцию, где и умер в 1863 году. Аварец - Википедия
Мухаммад-Амин (1818, Гонода, Гунибский район — 8 апреля 1901, Армут, возле Бурсы, Османская империя) — третий наиб Шамиля в Черкесии. В ноябре 1859 года, через 3 месяца после капитуляции Шамиля, Мухаммед Амин также сдался русским властям. Получил от царя ежегодную пенсию в 3 тыс. руб., вскоре выехал в Турцию, где и умер в 1863 году. Аварец - Википедия

Османская империя

Главным политическим оппонентом Мухаммад-Амина как не странно была Османская империя. Её правители были недовольны его возраставшим авторитетом в регионе.

Поэтому, турки назначили адыгского князя Сефер-бей Зана турецким генерал-губернатором у черкесов. Это решение было встречено адыгами прохладно и по сути Мухаммад-Амин остался реальным правителем Черкесии.

Это сразу сказалось во время Крымской войны 1853-1856 годов. Турки пошли на переговоры о военном союзе против Российской империи именно с Мухаммад-Амином. Наиб напал на аулы адыгов под Новороссийском, жители которых перешли в русское подданство. Были проведены казни шапсугов и натухайцев, открыто проявлявших пророссийскую ориентацию.

К этому Мухаммад-Амина вынудили турецкие военачальники, прибывшие с войсками в регион. Но это сильно уменьшило лояльность черкесов, которые были ожесточены репрессиями. Адыги не спешили собирать ополчение, несмотря на все угрозы наиба. Это не позволило малочисленным турецким войскам в Черкесии провести штурм Тифлиса.

До конца войны адыги так и не собрали ополчения.

Единственное что выделили адыги союзным войскам - две тысячи волов и тысячу лошадей для перевозки артиллерии. Да и то подчиняясь угрозам наиба.

Таким образом авторитет наиба в глазах адыгов сильно упал именно в период Крымской войны.

  • “Я не знал тогда, кем был в точности наиб…судя по явной почтительности, которая его окружала, я полагал его подлинным вождем этих отцов племен, которые его сопровождали, позже я узнал, что он был ничем. Наиб был для них объектом уважения, но находился среди них только для того, чтобы просить их о помощи; он просил, а не командовал” - представитель маршала Сент-Арно в переговорах с Магомет Амином

Снижению авторитета наиба способствовала и тайная деятельность турок, которые уговаривали адыгских старшин отказаться от власти Мухаммад-Амина. В конце-концов так и случилось - только абадзехи продолжили ему подчиняться.

Завершение наибства

Мухаммед-Амин продолжал борьбу с русскими войсками до пленения Шамиля. В ноябре 1859 года он принёс присягу русскому царю. Последними русским покорились натухайцы в 1860 году.

Следует отметить, что именно Мухаммад-Амин смог отвратить абадзехов от ненужного кровопролития. Также он настоял на делегации абадзехов в Санкт-Петербург. Его авторитет среди них был очень высок.

Мухаммад-Амин до сих пор остаётся в народном сознании адыгов как символ государственного мужа, сумевшего объединить горцев в единое сообщество. Это было бы невозможно без его административных талантов и природной энергичности.

Статьи канала "История и культура Евразии за январь-декабрь 2021 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2021 годы