Найти тему

Свердловская магистраль восстановила паровоз Эм-726-14 по прозвищу «Эшак»

Как в кинохронике... Свердловская магистраль восстановила паровоз Эм-726-14 по прозвищу «Эшак». Он был построен почти век назад, прошел полную реставрацию и теперь готовится выйти в рейс, рассказал корреспондент ОТР Евгений Аксенов.

Машинист простукивает колеса в поисках трещин. Это обязательная процедура для всего подвижного состава и тем более для такого стального динозавра — локомотиву больше 90 лет.

Звук от удара звонкий — значит, с колесами все в порядке. Можно ехать. Свой путь этот паровоз начал на заводе «Красное Сормово» в 1933 году. И при рождении получил имя Эм-726-14.

Машинист паровоза Максим Неволин: «Эмочка просто. В простонародье его называют «Эшак» — то, что серия «Э». Он, как человек, дышит, чувствует. Его надо чувствовать. Все металлические узлы трутся, то есть паровоз любит ласку и смазку, как говорят».

Стать машинистом Максим Неволин мечтал с детства. Но и представить не мог, что будет управлять паровозом с такой богатой биографией. В довоенные годы локомотив работал в депо Ржева и Витебска. В самом начале Великой Отечественной на два года попал «в плен» к немецким войскам, после возвращения водил эшелоны по прифронтовым магистралям. А после войны и до самого списания на базу запаса колесил по железным дорогам Пермского края.

За 90 лет в обслуживании локомотива ничего не изменилось. Бригада из трех человек обходится без пневматических помощников и электроники. Внутри никаких эргономических кресел и кондиционера. При том, что температура в кабине доходит до 60 градусов, а у самой топки будут все 90 — и кочегару надо очень постараться, чтобы в прямом смысле не сгореть на работе.

Кочегар Василий Терских: «Очень большой физический труд, потому что надо за рейс четыре тонны как минимум вот в такую маленькую топочку накидать. К концу рабочего дня руки уже даже просто не поднимаются».

Паровоз, долгие годы простоявший на музейной площадке, вернули к жизни в прошлом году. Что сумели — отремонтировали, что нужно — заменили. В ближайшие дни «эмочка» начнет водить туристический ретропоезд «Уральский экспресс» на участке Шувакиш — Верхняя Пышма, а также участвовать в исторических реконструкциях. В коллекции депо «Свердловск-Пассажирский» «Эшак» — уже третий паровоз. Два других — послевоенные.

Первый рейс локомотива после простоя бригада Максима Неволина решила отметить традиционным паровозным обедом, который сами приготовили из сала, овощей и яиц, не отходя от топки, на угольной лопате.