Делегирование рутинных задач технологиям уже не является смелой мечтой о далеком будущем, но вполне реальной потребностью. Множество прикладных программ, возможности ИИ, цифровые экосистемы — все это служит для облегчения нашей жизни, в том числе и профессиональной.
Здесь стоит отдельно отметить офисное программное обеспечение. И хоть сейчас офисные пакеты кажутся чем-то неотъемлемым, когда-то давно создание первого текстового редактора революционизировало подход к рабочим процессам.
Какой путь проделал офисный софт и как поменял представление пользователей об удобстве? Проведем небольшую экскурсию в этой статье.
Бумага и ножницы вместо Ctrl C + Ctrl V
Конечно же, бумага и ручное заполнение документации никуда не исчезли. Но даже за последний десяток лет ситуация сильно поменялась. Основные шаблоны подготавливаются на компьютере, практически вся печатная продукция не требует рукописного текста. Да, пока мы не поселились в экране, полностью отказавшись от ручек, печатей и линеек, но уже ощутимо отдалились от прошлого.
Так, в 70-е годы процесс редактирования объемных документов выглядел совершенно иначе. Перед работниками располагался текст, подготовленный на печатных машинах. А правки вносились с помощью ножниц и клея: фрагменты текста вырезались из имеющихся страниц, затем переклеивались в нужные места. Исправленный документ в итоге переписывался заново и только после этого являлся финальной редакцией.
Весьма ресурсозатратный процесс, не так ли? Особенно учитывая, что каждый материал создавался с нуля и мог изменяться еще несколько раз.
Однако в 1979 году увидел свет первый в мире текстовый процессор WordStar от MicroPro International. Разумеется, разработку могли позволить себе немногие, но программа для CP/M и DOS имела весьма выгодную стоимость и могла предоставить максимум возможностей обработки текста по меркам того времени. Постепенно число пользователей нарастало и WordStar доминировал на рынке до середины 80-х.
Текстовый процессор познакомил пользователей не только с цифровым форматом документации, но и новым стандартом клавишных команд. Тогда кнопка Ctrl располагалась на месте Caps Lock у современных клавиатур. Зажав ее в сочетании с нынешними E, S, D или X, пользователь мог двигать указатель, начинать строчку или делать отступ без лишних манипуляций с мышкой. Этот стандарт получил название WordStar diamond, в честь четырех клавиш, напоминающих очертание бриллианта.
Подобный формат пришелся по душе не только офисным сотрудникам, но и всем, чья работа была тесно связана с текстами. Например, Джордж Мартин, автор "Игры Престолов", писал свои первые новеллы именно в WordStar для DOS.
Как Microsoft захватывал офисное ПО
К этому моменту стало очевидно, что будущее за технологиями. И речь не только о масштабных проектах, например, в космической гонке. Разработчики, цифровизирующие повседневные задачи, успели получить должное признание. Оставалось лишь вопросом времени, когда компании, рискнувшие подхватить тенденцию, укоренятся как пионеры стандартов программной дистрибуции.
Поэтому в 1983 появился первый конкурент WordStar — Multi-Tool Word от Microsoft. Компания серьезно подошла к вопросу маркетинга, выпустив около 450 тысяч дисков с бесплатной демо-версией программы.
Ключевым отличием от WordPress стал подход редактора к распечатке текстов. Если первый процессор предоставлял неочевидный итоговый результат, то Multi-Tool Word действовал под девизом "пользователь сразу видит то, что получит". Таким образом, документ выходил из принтера идентичным версии на экране.
Microsoft также оказались более расторопны в распространении редакций на разные ОС. Сначала программа разрабатывалась для DOS и UNIX, а годом спустя и для Macintosh. Windows формат был выпущен в 1989 году. И на тот момент успел обрасти дополнительными функциями: автоформатированием, линейкой в верхней части экрана, позволяющей устанавливать поля самостоятельно, командой отмены (возврата) и даже набором стилей.
Хоть Multi-Tool Word не стал прорывом Microsoft и не сыскал огромной популярности из-за своего сложного интерфейса, компания нащупала первый ключ к успеху — технология должна решать “боли” конечного клиента.
Некоторые ошибочно предполагают, что Microsoft первыми придумали редактор таблиц. На самом деле первопроходцем в этой сфере стала программа VisiCalc, выйдя в 1978 году под разработкой Software Arts. Идея принадлежала "отцу табличных процессоров" Дэну Бриклину, который окончательно развенчал концепцию персонального компьютера только для развлечений и хобби, превратив его в полноценный инструмент делопроизводства.
В качестве основы лежал схожий мотив — упрощение. По воспоминаниям самого разработчика, во время обучения в Гарварде он часто наблюдал, как при обнаружении ошибки в длинной финансовой модели лектору приходилось стирать число и переписывать всю последовательность заново. Он решил, что сможет создать электронную таблицу, выполняющую те же самые действия, при этом не затрудняя пользователя.
Кстати, первая версия VisiCalc выходила для компьютеров Apple, и именно благодаря этой программе Macintosh получила значительный скачок популярности в корпоративной среде.
Более знакомый нам Excel вышел в 1987 году, хотя наработки велись еще тремя годами ранее. Microsoft усовершенствовали общую идею табличного процессора, добавив простой интерфейс и более широкий набор функций. Возможность менять высоту и ширину столбцов, применять различные шрифты. Тогда же появилась опция автоматизированного подсчета ячеек, например, только тех, куда вносились изменения.
Запросы пользователей уже смелее смещались в сторону удобства и комфорта, которые как раз могла удовлетворить продукция Microsoft. Однако от создания единого цифрового рабочего места отделяло еще одно ключевое событие.
В том же году компания выкупила права на программу для работы с презентациями у разработчика Боба Гаскинса за 14 миллионов долларов. Еще студентом он основал Forethought и совместно с Деннисом Остином выпустил первый прототип — Presenter. Позже название сменилось на уже известное нам PowerPoint.
Наконец, в 1990 году Microsoft окончательно утвердили свое имя как на рынке, так и в истории, выпустив первый офисный пакет. Разработанный сначала для Macintosh, Microsoft Office состоял из текстового редактора, приложения для работы с электронными таблицами и создания презентаций.
Есть ли альтернативы?
С начала девяностых и вплоть до ранних нулевых Microsoft Office постепенно обрастал элементами. Из года в год версии дополнялись почтовой программой Mail, инструментом для работы с базой данных Access и органайзером Outlook. Самой популярной редакцией являлся пакет 2003 года, включающий программу для сбора и обработки данных InfoPath, издательскую систему, голосовой ввод данных, и уже актуальную на тот момент работу с документами в мобильном формате.
Рассуждать о тотальной доминации Microsoft в 90-х можно долго. Как бы там ни было, цифровому гиганту удалось привить пользователям привычку: к верстке, формату документов и постепенному внедрению обновлений. Предоставляя потребителю полноценное рабочее пространство, где все инструменты доступны по одному клику.
И пока Microsoft плавно переходили к освоению новых рынков, например, с 1989 по 1991 участвуя в организации московских выставок технологий Comtek’91 и PC World Forum, мировые разработчики оценивали возможности собственной конкурентоспособности. Разумеется, никто не видел смысла в прямой борьбе с Microsoft. Однако со временем у гиганта начали выявляться основные проблемы, особенно это касалось корпоративного сегмента.
Распробовав "традиционную" модель офисного ПО, компаниям-клиентам стало понятно, что обеспечение рабочих мест лицензиями на длительном этапе — дорогостоящее мероприятие. К тому же, Microsoft Office очень трудно сходился с Linux. Хоть это нельзя назвать массовым запросом на альтернативу, но он присутствовал и уже в ранних нулевых.
Под этой эгидой свою нишевую известность обрел OpenOffice.org. Изначально офисный пакет под названием StarOffice, созданный компанией Sun Microsystems. Это был маленький проект, едва ли способный на соперничество с Microsoft, однако обретший поддержку благодаря закрытию ряда пробелов: бесплатному распространению, совместимостью с Linux, возможностью редактировать исходный код и доступностью в тех странах, которые по каким-либо причинам не могли получить дистрибутив Microsoft Office официально.
Таким образом, выложенный в открытый доступ исходный код StarOffice сформировал концепцию open source, где любой пользователь мог стать обладателем свободно распространяемого ПО, либо скачать исходный код и редактировать программы под свои нужды. Это стало не только выгодной альтернативой, но и локально популярным подходом в Германии, Франции, Италии и Бразилии.
Новая веха информационных технологий нулевых начала все чаще ставить под вопрос ранее неоспоримое превосходство Microsoft. Конечно, конкуренцию никто не отменял, но и запросы пользователей на решение проблем стабильно повышались.
Прежде всего, обилие проприетарных закрытых форматов Microsoft Office естественным образом тормозило рабочие процессы. Если мы говорим, например, о коммуникации компаний, использующих разное офисное ПО.
Поэтому в мае 2006 года был разработан универсальный формат для офисных приложений — ODF (OASIS Open Document Format for Office Application — открытый формат документов для офисных приложений). В 2010 став решением консорциума поставщиков и разработчиков, руководящих принципами взаимодействия между цифровыми продуктами, в качестве альтернативы Microsoft.
2006 год в принципе был весьма напряженным для гиганта. Тогда же Amazon и Google впервые применили термин "облачные технологии", а глава Google Эрик Шмидт представил общественности Google Docs. Избавившись от нужды в нативном приложении и взаимодействии только с определенными форматами, этот сервис заметно ускорил создание и обмен документами. Работа с файлами также требовала минимальных усилий — подключение к Интернету и открытый браузер, а все остальное — сохранение и конфиденциальность данных, редакции, профили — сервис оставлял на своих серверах.
Конечно, не самый подходящий формат для важной документации, например, в юридических фирмах, однако весьма упростивший процессы для малого бизнеса, частных лиц и фрилансеров.
Более того, в начале пути Google Docs совсем не соответствовал уровню Microsoft — функционал редактора был скудным и работал только при активном подключении к сети, а широкополосный Интернет имелся далеко не у всех. Тем не менее, Google сделали то, что когда-то сделали сами Microsoft — предложили пользователям еще более удобную концепцию работы, базисно сводящуюся к смыслу “здесь и сейчас без лишних затрат”.
Несколькими годами позже Google дополнил основной набор своих инструментов: табличным редактором, презентациями, электронной библиотекой. А еще облачным диском и массой других сервисов, став вполне весомой заменой Microsoft.
На самом деле подобных альтернатив было гораздо больше. Мы же постарались упомянуть самые важные, которые в конечном итоге сформировали нынешний подход пользователя к работе с документами. Так что же мы имеем теперь?
Куда движется современное ПО?
Перечисленные выше события в мире офисных пакетов ясно демонстрируют, как постепенно технологии старались менять и существенно дополнять жизнь конечного пользователя.
Теперь мы едва ли можем говорить об удобстве сервиса, если оно не представляет собой полноценную экосистему программ. И едва ли позаботимся о том, чтобы пользоваться текстовым редактором и приложением для таблиц от совершенно разных производителей. Мы привыкли к единому рабочему месту с максимально понятным и чистым интерфейсом, а также к прямой связи с поставщиком.
Как ускорились темпы работы, так ускорился и процесс принятия решений. Например, баг, не позволяющий завершить важный процесс, — это существенная проблема.
Поэтому комплексное и эффективное решение давно не движется в сторону очередной революции, но сосредоточению сил для локального пользователя.
Офисные пакеты российского производства заботятся о том, чтобы формат файлов подходил под стандарты госструктур, хорошо взаимодействовал со шрифтами в реалиях импортозамещения и был свободен от западных авторских прав.
К тому же, подключаются и актуальные технологии — ИИ все активнее внедряется в рамках проверки грамотности, стилистики текста, а встроенные переводчики позволяют работать с документами на любых языках.
Облачные технологии тоже не стоят в стороне — теперь не обязательно обладать нативным приложением, чтобы получить доступ к цифровым инструментам. Почти любая работа с документацией может вестись буквально “на ходу”.
К слову, наличие Web-версии офисного пакета сейчас является одним из обязательных требований Минцифры для попадания цифрового продукта в Единый реестр российского ПО. Но подробнее о российской разработке офисного ПО поговорим ниже.
Как развивался российский рынок ПО?
Разумеется, мы не можем рассматривать контекст российской разработки офисного ПО без упоминания инициатив по импортозамещению. Тем не менее, запрос на отечественные разработки был актуален задолго до этого.
Еще в 2015 году был подписан закон о формировании Реестра отечественного ПО, после чего российские разработчики получили значительную поддержку со стороны государства. Внедрение отечественного офисного ПО являлось поэтапным процессом, которое включало финансирование, разработку, а затем внедрение в структуры госсектора и образовательные учреждения.
Уже в 2021 году малый бизнес мог получить субсидирование, если закупал российское ПО для своих нужд. Но, конечно же, ситуация значительно изменилась именно в 2022 году, когда санкции стали действительностью, а компании столкнулись с резкой необходимостью ухода от западных программ.
В этом ключе мы можем рассуждать, исходя непосредственно из опыта ALMI Partner. Как разработчик проприетарного ПО и ОС мы работаем в ИТ-сфере более 23 лет. И в момент ускорения импортозамещения взяли курс на замену офисного ПО с минимальными трудностями и потерями для конечного клиента.
Наш офисный пакет AlterOffice учитывает контекст, с которым пользователи взаимодействовали годами. Поэтому, как мы и указывали выше, разработка руководствуется принципами функционального дополнения и улучшения общего опыта, а не исключением привычек и вынужденной заменой.
Таким образом, наполнение AlterOffice включает в себя знакомые компоненты:
- Текстовый редактор;
- Таблицы;
- Презентации;
- Графический редактор.
Помимо этого, AlterOffice уходит в отстраивание самостоятельных сервисов, учитывающих удобство работы как бизнеса, так и госструктур. И предлагает:
- Почтовый клиент с управление контактами, календарем и адресной книгой;
- Систему управления проектами;
- Сервер для совместной работы и управления контентом;
- Online-версию AlterOffice Web.
Рассматривая основные компоненты, немного подробнее расскажем об идеях, которые стояли за разработкой наших продуктов.
С учетом работы в современной российской ИТ-инфраструктуре, наш текстовый редактор AText получил следующие решения:
- Поддержка Word 2006 PKG XML (*.xml, *.doc) файлов, которые наиболее часто присутствуют на сайтах госструктур;
- Имеется встроенный переводчик, по умолчанию работающий с четырьмя языками: русский, английский, французский и немецкий;
- Функция рецензирования "Показать исходный документ" — весьма важный аспект для тех, кто переходит на отечественное ПО после MS Word;
- Элемент масштабируемости текстового редактора на различных мониторах (в том числе, 4к формата) с определением размера экрана по умолчанию;
- Расширенные возможности системы по работе с большим объемом документов, которые чаще всего необходимы на производствах;
- Дорабатываются модули интеграции ПО для решений на базисе программы "Цифровой экономики". Среди них, внедрение элементов искусственного интеллекта в модули совместной работы для составления типовых документов;
- Присутствует встроенный функционал для распознавания текста из изображений;
- Отечественные и импортозамещенные шрифты PT — ParaType, PT Astra Family, AF — AlterFont, а также шрифты семейства liberation.
При работе с таблицами в AGraph основной был сделан на улучшение быстродействия. В этом плане, мы в несколько раз увеличили возможности рабочей области редактора. Программа без проблем справляется с объемными таблицами, содержащими большое количество столбцов и строк в сравнении с тем же же продуктом от Microsoft.
AConcept также учел опыт PowerPoint, а мы сфокусировались на создании дружелюбного по отношению к пользователю редактора презентаций. Прежде всего это означало гибкое взаимодействие со всеми популярными форматами как облачных, так и других офисных программ: PPT, PPTX, PPSX, PPS с экспортом в PDF без потерь и "съездов" слайдов после конвертации. Мы включили ряд стильных предустановленных шаблонов, которые можно использовать в качестве готовых презентаций без дополнительных манипуляций с оформлением.
Пакет AlterOffice также включил встроенный графический редактор AGraph, позволяющий создавать схемы, диаграммы и другие элементы. Здесь решением, направленным на удобство клиента, стало не только упрощение, но и качественное улучшение перехода с MS Visio. Была разработана объемная библиотека шаблонов для создания профессиональных схем для различных отраслей, коллекция пиктограмм и изображений.
Дополнительные элементы пакета AlterOffice принимают во внимание передовые разработки и потребности клиента. Например, в нынешнее время как никогда высок запрос на цифровые пространства для совместной работы, что получило отражение в AlterSoft Project Server. Более того, если компания нуждается в облачном сервисе, не требующим предустановки приложений на сервера компании, то мы можем предложить AlterSoft WebPoint Server.
Надеемся, наш материал и опыт были для вас полезны! А если вы ищете подходящее российское ПО, то ознакомьтесь с продуктами ALMI Partner по ссылке. Мы предоставляем полный набор офисных решений и техподдержки, а также гарантирует высокий уровень кастомизации под ваши нужды.