Найти тему

Как мы читаем книги: Заметки на полях

А вот признайтесь, как вы книжки читаете? Просто читаете и всё, или с забубенами?

Я по-разному. Обычно у меня под рукой клейкие листочки, которыми отмечаю понравившиеся или спорные моменты. Чем книга интереснее, тем сильнее она разбухает от разноцветных язычков к концу чтения. Роман "Происхождение всех вещей" Элизабет Гилберт, например, как можно догадаться по фотографии, оказался очень интересным. И спорным.

Фото автора
Фото автора

А кто-то читает не просто с клейкими листочками, которые потом можно аккуратно отлепить, и книга снова станет как новенькая. Так вот, некоторые читают с ручками, маркерами, фломастерами, наклейками и чем только не, как на второй фотографии. Во время чтения они подчеркивают, выделяют, пишут свое и - о, боги! - разрисовывают страницы цветочками.

Скриншот с экрана книжного YouTube-канала
Скриншот с экрана книжного YouTube-канала

И я, если честно, немного завидую.

Как бы мне сейчас хотелось перечитать книги, которые я любила в детстве, со своими заметками - если бы они, конечно, были. Со всеми этими подчеркиваниями, потёками от слёз в особенно трогательных местах и с немыслимым количеством восклицательных знаков на полях. Где смеялась, над чем рыдала, о чем думала, в чем не соглашалась с автором... А если книга перечитывалась много раз и с течением времени на полях прорастали все новые и новые смыслы? Эх, теперь такое не прочитаешь - и не только потому, что детские открытия канули в Лету...

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Во времена моего детства написать что-то в книгах было сродни святотатству. Книга никогда не была лично твоей. За хорошей выстраивалась очередь. Черкать что-то на ее страницах, чтобы потом эти личные заметки читали другие, было как-то не принято, даже если анонимность была гарантирована.

Да и без этого - личного момента - так поступить тоже было невозможно. К книгам относились как к огромной ценности, читать неаккуратно значило бы проявить неуважение к тем, кто был до, будет после, к труду писателя, издателей и многих других людей. Даже если книга была так себе.

В школе меня всегда поражало, с какой вольностью обращался с книгами Ленин - пионерам пример. Двойные, а то и тройные подчеркивания, вымарывание целых абзацев, резкие чернильные всплески на полях... А Пушкин, наше навечное всё? Даже не важное и скучное оживало под его гениальным пером. Не слово, так рисунок возвращали внимание к тексту и заставляли следовать за мыслями автора.

Чего я не люблю, так это красивые фотографии с книгами, когда на стопку или разворот ставят чашки с кофе, с чаем и т.д. Вот тут я вздрагиваю и протестую: а вдруг прольется?, а как же след на странице от чашки? Да и все это уже не про чтение, а про видимость такового: создать впечатление, обольстить, заманить - сделать клиенту красиво, как говорят в Одессе. О книгах в таких постановках думают мало, если вообще думают.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

А еще, если бы у меня было много изданных книг, было бы интересно получить их обратно с заметками на полях: такая вот самая настоящая обратная связь. Это помогло бы понять, что вызвало у читателей особенный интерес, где они были не согласны с автором, а где чувствовали себя с ним заодно, где смеялись так, что разлили чай (ладно уж!) и закапали страницы черносмородиновым вареньем, а где заплаканные строчки сделали поверхность листа ребристой и живой. Очень надеюсь, что такие книги когда-нибудь появятся на моей книжной полке.

А что скажете вы? Как относитесь к записям на полях, как читаете книги сами? И что вообще читаете в последнее время?

Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!

Хобби
3,2 млн интересуются