Несколько дней назад я получила ответ от жюри литературного конкурса. Нужно было пройти отборочный тур для участия в литературной резиденции Дома творчества Переделкино.
С 2021 года после глобального ремонта и перестройки в Дом творчества начали приглашать авторов на необычные тематические коворкинги: группа авторов (литераторов, художников, переводчиков, композиторов и тд) собирается на определенное время и работает над своими произведениями под руководством опытных наставников, попутно обсуждая и редактируя работы товарищей.
За два с половиной года резиденции стали очень популярными в творческой среде, попасть в проект непросто. Я и не пыталась, пока не увидела тему сентябрьской литературной резиденции: она будет посвящена Дальнему Востоку, моей родине.
Рассказать о Дальнем Востоке жителям центральной России и подумать об особом литературном языке Приморья — одна из задач резиденции Переделкино. Творческая мастерская задумана для развития авторов Приморского и Хабаровского краев и для создания книги, объединяющей семейные истории, которые могут стать частью большой истории региона. Целевая аудитория книги — подростки.
Среди наставников:
писатель Василий Авченко,
писатель и ректор Литературного института им. А. М. Горького Алексей Варламов,
писатель и житель Переделкина Владислав Отрошенко,
журналист Юрий Сапрыкин,
главный редактор издательского направления «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева,
директор Музея истории Дальнего Востока Виктор Шалай
Ни на что не надеясь, я отправила заявку.
Почему я не верила в свои силы?
Во-первых, резиденция рассчитана на писателей, проживающих в Хабаровском и Приморском крае - в настоящее время. А я живу в Москве, хотя и Приморье, и Хабаровск занимают важное место в моей судьбе. В Приморье я родилась, там прошло мое детство, а в Хабаровске училась в старших классах и работала сразу после школы.
Во-вторых, у авторов должны быть публикации в литературных журналах, на литературных сайтах или в виде отдельной книги. В художественной литературе я делаю первые шаги. У меня всего лишь две победы в конкурсах (литературном и сценарном) и одна публикация в литературном журнале, а о книге и говорить не приходится.
В-третьих, участники резиденции должны быть старше 18 лет. Я старше, и намного, но в этом-то и проблема: что если отбирают именно молодых авторов? "Молодая была уже не молода" - как тут не вспомнить крылатую фразу из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова.
Не живу в нужном месте, не публикуюсь в известных изданиях, не подхожу по возрасту и опыту - вот поэтому я и не надеялась на положительный ответ. Мне казалось, мою заявку вообще не будут рассматривать - не пойдут дальше строчки с указанием адреса.
Конечно, я написала мотивационное письмо и объяснила, как много для меня значит тема резиденции и почему я хочу на нее попасть. А еще рассказала, что пишу о своем детстве, и что это, в отличие от остальных условий, прекрасно совпадает с целями и задачами резиденции: семейное чтение для детей и подростков через призму любви к родному краю.
Но возраст, но опыт, но адрес... Не добавляло уверенности и то, что заявок было подано много: сроки конкурса несколько раз сдвигались из-за большого количества участников, а отобрать нужно было всего восемь человек.
Я продумала план "Б": поскольку мне вряд ли удастся победить в конкурсе, подготовила письмо, в котором просила иметь меня в виду, если вдруг кто-то не сможет в последний момент приехать, или если будет возможность принять участие в работе резиденции на правах вольнослушателя. В этом случае у меня как раз было преимущество: я бы смогла быстро присоединиться к группе, потому что до Переделкино мне ехать максимум час. Подготовила и отложила до результатов конкурса.
И вот наконец-то я получила письмо от организаторов. Взгляд упал на последние строчки:
Спасибо за интерес к нашему проекту!
С уважением,
команда Дома творчества Переделкино
Так пишут обычно тем, кто не прошел: спасибо за интерес, обращайтесь еще и тд.
Ну, что же - я была готова к отказу. Значит, план "Б".
К чему я точно не была готова, так это к тому, что было написано выше:
Рабочая группа Дома творчества Переделкино рассмотрела все заявки на пребывание в резиденции "Сквозь времена и расстояния".
Ваша заявка получила высокую оценку рабочей группы, и мы рады пригласить вас в Дом творчества.
Мы просим прощения, что так затянули с результатами — было много сильных кандидатов.
Я перечитала письмо раз десять - меня точно берут? Да, меня точно берут! Вроде бы...
На конкурс нужно было отправить рассказ, над которым участник собирается работать во время резиденции. Я отправила историю "Как мама научилась плавать":
Это очень важная для меня история, одна из самых-самых. Я написала ее во время учебы в Creative Writing School и получила хорошие отзывы от Романа Арбитмана, Елены Холмогоровой, Евгения Абдуллаева. Но несмотря на это, она не вошла в список лучших финальных рассказов в CWS, хотя я участвовала с ней в нескольких конкурсах. Видимо, и правда - каждой истории свое время и место.
Итак, я прошла. Во второй половине сентября вместе с другими семью счастливчиками поеду работать над общим Дальневосточным сборником в Переделкино и возьму вас с собой: покажу и расскажу, что и как будет происходить.
Зачем я так подробно об этом пишу? Конечно, мне хочется поделиться радостью, но это не главное.
Я пишу для незнакомого творческого человека: не уверенного в своих силах, считающего, что он упустил время, не обладает достаточным опытом и возможностями, чтобы к чему-то стремиться, думающего, что он никому не известен и, скорее всего, уже не будет, и, вероятно, совсем не талантлив.
Не верьте этим мыслям и просто идите вперед. В конце концов, и Стивен Кинг, и Джоан Роулинг, и многие-многие другие в какие-то моменты своей жизни думали так же, как вы (и я тоже) - и уж точно, когда получали очередной отказ из журнала или издательства. Но они продолжали пытаться, и нам следует поступать так же.
Удачи нам всем!
Обнимаю, ЛЮ