Однажды к нам в компанию обратилась женщина. Она купила по договору купли-продажи коммерческое помещение, открыла в нем магазин. И недавно на нее подали иск о признании сделки недействительной в рамках дела о банкротстве.
Начав разбираться и изучать документы, мы выясняем, что сделка была заключена аж в 2013 году. В соответствии со статьей 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет 3 года, а на момент предъявления иска прошло более 8 лет. На что же рассчитывал арбитражный управляющий подавая такой иск?
Как оказалось, несмотря на то, что сделка была заключена в 2013 году, переход права собственности на помещение был зарегистрирован в органах Росреестра лишь в 2018 году. Таким образом, арбитражный управляющий мог узнать о заключении сделки не раньше 2018 года, а значит трехлетний срок на оспаривание сделки не пропущен.
Параллельно с этим, арбитражный управляющий ссылался на ст.443 ГК РФ в соответствии с которой, договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Обсудили ситуацию с клиентом:
— Как так получилось что вы зарегистрировали сделку спустя 8 лет?
— У них то залог был на объекте, то не получалось что-то, мы работали и работали и никто не ругался.
ЗАЩИТА
Выработали две стратегии:
- Мы доказываем пропуск срока исковой давности и реальность заключения сделки в 2013 году. В доказательства были представлены квитанции о внесении денежных средств в счет оплаты помещения, а также доказательства использования помещения новым собственником в 2013-2014 году.
- Доказываем отсутствие оснований для оспаривания сделки, на которые ссылался заявитель.
В качестве оснований заявитель привел положения ст. 61.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с положениями указанной статьи, необходимо доказать следующие обстоятельства:
Цель заключения сделки - причинение вреда кредиторам (например, спрятать активы от кредиторов);
Другая сторона должна была знать о недобросовестной цели заключения сделки;
Сделкой реально причинен вред кредиторам общества (например, имущество куплено по заниженной стоимости, оплата за покупку имущества не произведена и т.д.).
С целью доказательства отсутствия указанных обстоятельств, были произведены расчеты в реестре требований кредиторов должника. Из них стало понятно, что ни на момент заключения сделки, ни на момент государственной регистрации не было большинства из неисполненных обществом обязательств. А о тех, которые были, наш клиент (покупатель) не мог быть осведомлен.
Кроме того, нами было доказано, что на момент покупки имущества покупатель обладал денежными средствами, достаточными для оплаты по договору купли-продажи.
ИТОГ.
В удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Помещение осталось у клиента и бизнес продолжил работать.