Найти в Дзене
LiterMort

Почему сегодня понижается популярность чтения?

Очевидный ответ — потому, что сейчас это лишь один из многочисленных способов развлекаться и развиваться. Но есть ещё одна причина.
#русскаякультура #фольклор #литературасегодня #сетеваялитература #литература #чтение #БугаёваНН #LiterMort В прошлые столетия (и тысячелетия) литература была способом узнавать о других людях, их драмах и приключениях, страстях и мудрости, триумфах и фиаско. Описанию жизненных драм и всевозможных случаев посвящена вся художественная литература, от Гомера до Чехова. Но Интернет сократил путь от драмы до жадной публики, исключив одно промежуточное звено. Какое же?
Писателя. С распространением соцсетей нужда в писателе испарилась. Разве не логично? Герои ненаписанных романов сегодня пишут о своих драмах сами: в ВК и Телеграме, на Пикабу и Дзене. И человек, читая “ленты” постов из первых уст, посвящённые самым комичным, трагичным, уникальным и, наоборот, типичным случаям, получает, по сути, тот же опыт, что и читатель литературы. Всё то же о людях, об их


Очевидный ответ — потому, что сейчас это лишь один из многочисленных способов развлекаться и развиваться. Но есть ещё одна причина.

#русскаякультура #фольклор #литературасегодня #сетеваялитература #литература #чтение #БугаёваНН #LiterMort

В прошлые столетия (и тысячелетия) литература была способом узнавать о других людях, их драмах и приключениях, страстях и мудрости, триумфах и фиаско. Описанию жизненных драм и всевозможных случаев посвящена вся художественная литература, от Гомера до Чехова. Но Интернет сократил путь от драмы до жадной публики, исключив одно промежуточное звено. Какое же?

Писателя.

С распространением соцсетей нужда в писателе испарилась. Разве не логично? Герои ненаписанных романов сегодня пишут о своих драмах сами: в ВК и Телеграме, на Пикабу и Дзене. И человек, читая “ленты” постов из первых уст, посвящённые самым комичным, трагичным, уникальным и, наоборот, типичным случаям, получает, по сути, тот же опыт, что и читатель литературы. Всё то же о людях, об их жизни, о любви и измене, предательстве и подлости, саморазвитии и творчестве...

А если то же самое, то зачем на свои же средства поддерживать паразитов в виде писателей, присосавшихся к кипучей народной жизни? Писатели — это какие-то риелторы от мира искусства. Они подслушивают и подглядывают за народом всё самое интересное, а потом пересказывают, выдавая за отсебятину, да ещё и требуют покупать их книги. Интернет, стало быть, избавил общество от нужды в этих “спекулянтах”?

Феномен “литературного типа” заменился мемом. Точно же! Самые типичные характеры и явления действительности писатели раньше выплавляли в литературные типы: маленьких человечков, средних и XXL... то есть лишних, новых, гордых и т.п. — и мотивы. А сегодня остроумный и бойкий народ сам подмечает типичнейшие явления современности и отражает их в мемах и интернет-жаргоне: вот “душнила”, то есть тип “душного человека”, раздражающего окружающих своим дотошным знанием деталей чего-либо и требованием их неукоснительного соблюдения; вот “инфоцыган”, то есть тип “продающего человека”, назойливо сбывающего в Сети несуществующие услуги; вот “блогер”, то есть тип “транспарентного человека”, стремящегося каждое событие своей жизни, в том числе личной, трансформировать в общественную новость и скормить своим подписчикам, и проч. Народ очевиднейшим образом справляется сам!

Фольклор, устное народное творчество — УНТ, сегодня изменил облик и стал не устным, а сетевым народным творчеством — СНТ. Но, как и прежде, фольклорные произведения не имеют одного автора и являются общим народным достоянием. Как прежде в сознании русского мужичка существовали “народные шаблоны” для песен, частушек, прибауток и сказок, так теперь есть клише для мемов и постов. Мы своими глазами видим те же процессы, которые прежде столетиями шли в народе и приводили к появлению песен, былин, пословиц. Как будто мы заглядываем в “кладовую народного творчества”!

Точно так же, как сегодня в Интернете на форумах, кипела народная фантазия при сочинении разбойничьих и рекрутских песен, сказок про Кощея, Ягу и Иванушку, потешек и загадок. Так, например, появилась песня “Не шуми, мати зелёная дубровушка...” из “Капитанской дочки”. Песня, один из вариантов которой был внесён в текст 8 главы Пушкиным — любителем всего казачьего, разбойного и про Разина. (Пушкин нашёл песни донских казаков в
"Новом и полном собрания российских песен», изданном Н.И. Новиковым в 1780 г., и в неизданном собрании песен П.В. Киреевского. В 1836 г. он перевёл их на французский язык. [https://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l58/l58-3402.htm]) Это же старый народный “мем” про “детинушку крестьянского сына”, ставшего на кривую разбойную дорожку и казнённого справедливым царём. Ибо неча воровать, даже если ты сверхблагородный добрый молодец.

Даже Д.С. Лихачёв отмечал, что в русском Средневековье не существовало авторской поэзии: необходимость в ней полностью удовлетворялась народной лирической песней. Разве не те же процессы, только в обратном порядке, идут сегодня? Раз потребность в литературе закрывается за счёт Интернета, то литература иссякает, становится мертворождённой. Строго элитарной. Уроборической.

Но есть, уважаемые друзья, одна существенная разница между жизненными драмами, рассказанными самими героями и пересказанными литератором. Писатель — пророк, мыслитель, философ, интеллектуал, яркая личность, в идеале даже гениальная — не линейно пересказывает народные историйки. Он осмысливает их, подвергает творческому анализу и переработке, снабжает комментарием — и лишь тогда, не в сыром, а в приготовленном виде подаёт читателям. То есть народные форумы с их “скандалами, интригами, расследованиями” — это сырьё, производимое самой жизнью. Это те же разговоры на лавочке или в сельских клубах, те же сплетни во время передышки на покосе, во время перекуров на работе или посиделок с товарищами. Герои интриг сами же и делятся своими интригами, только сегодня прочесть их сбивчивый рассказ могут десятки тысяч пользователей Сети.

Если дискурс самих участников событий имманентен, то работа писателя по отношению к народным драмам трансцендентна. Народ сам проживает свои страсти и страстишки, а рассказывая о них, становится одновременно и субъектом событий, и объектом оных, так как в качестве героя истории отщепляется от “я” рассказчика. Эдакая «трансцендентность в имманентности», как назвал это философ Эдмунд Гуссерль.

Например, рассказы Чехова, особенно ранние, посвящённые массе ежедневных впечатлений Дона Антонио Чехонте, — это не просто “эмоциональный пересказ” событий, о которых невозможно молчать. Это, если уж на то пошло, комментированный пересказ. И анализ. Чехов, задетый какими-то событиями современности, продумывал композицию, форму подачи, имена героям, способ передачи собственных выводов. Это “пересказ” умного и проницательного человека, и пересказ этот дороже непосредственных “показаний очевидцев” — причём не раз Чехов выступал очевидцем сам. Но каким очевидцем, каким! Куда “народным рассказчикам” до Шиллера нашего Шекспировича Гёте!

Например, “На волчьей садке”, о котором я писала в декабре.
"Осрамился человек перед волками..." Антон Чехов
Пронзительный очерк о плановом убийстве волков в ходе циркового представления в Москве. Представьте, что сегодня, с развитием Интернета, нужда в писательстве Чехова отпала бы — посетители “волчьей садки” сами написали бы об увиденном на Пикабу. Пост попал бы в горячее. Это был бы, конечно, коротенький текст: народ презирает тексты длиннее полстраницы и называет такие “простынями”. Так что малая проза Чехова в народном представлении — это “простыни”, невыносимо длинная проза. Пошутим: это они ещё о Толстом не знают. Но это скорее грустная шутка.

Вот как бы это выглядело:

Заголовок: Московские живодёры!
Текст: Я обычно читаю но не коментирую, но сегодня не могу молчать!!11
Что же это делаеься, куда смотрят городские власти!?
Досих пор трясёт, пишу на эмоциях. С ребёнком пошли в воскресенье в цирк, думала покажу ребёнку животных. Вопервых волка привезли в каком то ящике, волк грязный, мне показалось даже бешеный. ну думаю это же московский цирк, у них же хоть какая то гегиена. Не тут то было. На волка пускают собаку рвут прямо на глазах у ребёнка!111 кровь кишки летят по всему залу, я ребёнку закрываю глаза что бы он ни видел он кричит мама почему у волка кровь!!!? и только я думаю ну всё дальше пойдут лошадки или что то нормальное для детей, нового волка вытащили и всё по новой! И так 5-ть раз, пока волки у них видимо не закончились. Ужас ужасный, второй раз с ребёнком не пойду и вам не советую.

Интересно, искренне, по горячим следам — безусловно. Но и рассказ Чехова — личное впечатление. Однако Чехов не только ставит перед собой сверхзадачу описать впечатления, но и формирует проблематику, стиль, подбирает лексику.

И может ли фольклорный жанр народного форума заменить классическую русскую литературу? Могут ли форумные излияния души Курагина заменить роман Толстого? Автор — демиург, созидатель, литературный главнокомандующий. Интернетный же фольклор руля и ветрил лишён. Как шутят пользователи, в Сети “диван вертится в любую сторону”. Разве литератор не так же нужен народу, как штурман и капитан — кораблю? Иначе — демократия, власть отдана команде, авторитеты свергнуты, здравствуй, “Пьяный корабль” Артюра Рембо.

“Так я плыл наугад, погруженный во время...”

С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Ещё интересные статьи на литературные темы: