Найти в Дзене

Опыт работы с цифровыми рабочими станциями (DAW). Диджеинг

Ребята, это последний пост про давки, но не последний в этом цикле (хочу оставить себе еще одну возможность для послесловия, такой пост-пост скриптум). И я был бы не я, если бы не попытался превратить его в маленький эксперимент. Так что сегодня вместо статьи вы прочитаете интервью о том, что такое диджеинг, как работать с цифровыми программами для диджеинга и на живых сетапах. Ну и просто окунетесь в этот новый (каким он был для меня) мир, чтобы в очередной раз понять, что музыка куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
И в этом нам поможет Регина Delphy. Родом из Казахстана, Регина успела наделать сетов на куче разных площадок: в Индонезии, Испании, в Эмиратах. Ну и конечно у нас, в Израиле. Так что готовимся к погружению — у нас опытный проводник😉 — Регин, расскажи пожалуйста про самый распространенный для диджеинга софт — Смотри: есть «Tracktor», есть «Pioneer» и есть «Serato» (новый софт). Я так понимаю «Серато» очень похожи с «Пионером». Но я с самого начала пользуюсь как ра

Ребята, это последний пост про давки, но не последний в этом цикле (хочу оставить себе еще одну возможность для послесловия, такой пост-пост скриптум). И я был бы не я, если бы не попытался превратить его в маленький эксперимент. Так что сегодня вместо статьи вы прочитаете интервью о том, что такое диджеинг, как работать с цифровыми программами для диджеинга и на живых сетапах. Ну и просто окунетесь в этот новый (каким он был для меня) мир, чтобы в очередной раз понять, что музыка куда глубже, чем кажется на первый взгляд.

И в этом нам поможет
Регина Delphy. Родом из Казахстана, Регина успела наделать сетов на куче разных площадок: в Индонезии, Испании, в Эмиратах. Ну и конечно у нас, в Израиле. Так что готовимся к погружению — у нас опытный проводник😉

Регин, расскажи пожалуйста про самый распространенный для диджеинга софт

— Смотри: есть «Tracktor», есть «Pioneer» и есть «Serato» (новый софт). Я так понимаю «Серато» очень похожи с «Пионером». Но я с самого начала пользуюсь как раз "Pioneer DJ rekordbox", а «Трактором» ни разу не пользовалась, но я думаю смысл везде один и тот же.

Класс. И с чего мы начинаем?

— В чем смысл? Ставится софт (который достается тебе бесплатно, если ты покупаешь себе Equipment {пульт}). И прежде, чем начать работать в этом софте, я скачиваю треки. Есть сайт Beatport. Здесь можно искать музыку по лейблу, по артисту, по названию трека. Раньше сайт был бесплатный, но сейчас нужно платить примерно полтора доллара (это зависит от известности трека или артиста) за трек, который ты скачиваешь.

Но я сейчас все больше пользуюсь «Bandcamp» и вот почему. «Beatport» стал очень коммерческой историей и крайне мало денег доходит до самого артиста. И это не круто. Винил ушел, что понятно, онлайн треки просто пиратятся. Кстати я не хожу на сеты с пиратскими треками, это вопрос диджейской этики и уважения к артисту.

Так вот "Bandcamp". Ты ищешь артиста, давай вобьем например «Robert Hood». Вот я ищу, попадаю на его страницу и смотрю всю его дискографию. И прям здесь можно посмотреть, кто «Саппортит» этого артиста и залезть уже на его страницу. Там такие же обычные люди, как мы с тобой. И вот я «проваливаюсь» на этого человека и вижу всю его муз. коллекцию. И часто так можно найти интересные треки, ведь если человек «саппортит» этого артиста, значит у вас похожий вкус. И так можно «по-диггерски» копать и копать дальше, находя новые направления.

На «Битпорте» такого нет. Он просто подкидывает похожие треки, а вот к людям попасть не дает. Принцип работы как у «Спотифая» примерно.

Для меня диджеинг всегда выглядел так: есть уже готовые миксы и ты просто между ними переключаешься, делая «отбивки» в какие-то моменты. Либо когда ты делаешь «ремикс трека».

— Нет, смотри. «Ремикс» — это все же про продакшн. Я ремиксы не делаю, это не про диджеинг совсем. Диджеинг — это что? Вот я скачала треки, а потом сохраняю в какую-то папку в «Rekorbox». У меня тут очень много разных папок, по стилю, по смыслу, вайбу. Есть треки на начало, есть «брейкбит», «хаус», «электро», «минимал». Все разбито заранее. Ну либо собираю плейлист под конкретное мероприятие.

У меня есть исходные параметры: время, в которое я играю, кто играет до меня (чтобы простроить логичный переход от его сета к моему). И я закидываю новые треки в программу и начинаю собирать плейлист. Вот трек, с которого я хочу начать

Что нам дает программа? Она, по сути, имитирует контроллер. Вот одна сторона и вот вторая. Здесь мы можем увидеть скорость трека, тональность плюс здесь можно подобрать отборку треков из всей твоей коллекции по “BPM” и по “Тональности” (программа умная и дает тебе треки одноименных тональностей, либо с разницей в квинту — примечание Адамского).

И в этих треках я заранее проставляю «Точки входа» (транзиентные акценты, которые чаще всего совпадают с размером трека, если ставятся автоматически, но так же можно ставить и самому — примечание Адамского). Если тебе нравится «яма», то ты ставишь «горячую точку». А в клуб ты приносишь флешку с проектом и там есть мониторы, на которых все эти «горячие точки» видны. И ты можешь красиво сделать «сведение» треков по этим точкам, а не просто запустив их вместе сначала.

«Золотой стандарт» — полторы минуты. И ты вводишь новый трек. И если заранее подготовиться, то ты уже знаешь, как треки могут вместе сочетаться и где. Может стоит ввести трек с третьей минуты и будет здорово.

Основная задача Диджея — не просто взять набор классных треков. Высший пилотаж — когда из двух треков ты создаешь третий новый, до этого нигде не слышанный. Диджей, как шаман, миксует треки так, чтобы в этом новом треке проявлялась персонально его история. Его творение и его сэт. Ты, вроде бы, не написал ничего нового, но засчет того, что ты в правильный момент вошел, подкрутил частоты, у одного трека убрал частоты, а у второго добавил, то ты получаешь что-то новое каждый раз.

-2

Ха, никогда об этом не думал и никогда не относился к диджеингу так

— Да, фишка в этом. На пластинках у тебя очень мало времени, чтобы сориентироваться. Тебе нужно подумать, что ты дальше поставишь, найти. А в цифре, когда все заранее подготовленно, у тебя есть возможность поработать над созданием своего продукта. А в аналоге крайне редко ты будешь вести две пластинки очень долго. Если внезапно закончится музыка на одной из них, тебе нужно срочно искать следующий трек, чтобы атмосфера не ушла.

А в цифре ты можешь поставить «Loop» на 4-16-32 такта. И ты можешь поискать новый трек, ввести новый, что-то поделать с этим куском. Возможностей очень много.

То-есть софт по этим точкам может сделать условный «квантайз» и у тебя во время сета не будет возможности «лажануть» при переключении треков или подмешивании друг в друга? И это делается автоматически при подгрузке трека в софт?

— Именно так. Но тут есть особенность. Коммерческие треки конечно же разбиты по сетке, там все ровно и аккуратно. Но бывает такая хрень, что первая точка может быть сбита, сильная доля не там. И если заранее не отслушивать и не править сетку, расставляя маркеры, то в клубе (при ориентировании только на визуал) у неопытных диджеев могут случиться «кони».

Я могу ориентироваться и на слух (в аналоге же ты только на музыку и опираешься), но иногда, когда ситуация нервная, новое место, много людей, то лучше подстраховаться и быть спокойным.

А темп у треков подгоняется тоже автоматически?

— Это тоже одна из фишек, о которой спорят «трушные» диджеи с «не трушными». Что стоит в клубах и что есть на этих волшебных «пионеровских» штуках? Кнопка «Beat Sync», которой пользуются все вот эти «инстаграмные» девушки. Они не играют без синхрона бита никогда. Но я все делаю вручную прямо в моменте.

Кстати и «вводить» трек лучше всего на первый такт и начало квадрата, но ты, как музыкант, лучше меня понимаешь почему.

Давай еще немного о технике. Расскажи про сам пульт.

— Здесь все, кстати просто. Есть эквалайзер для каждого канала, чтобы например убрать бас у одного трека и оставить бас только второго. Есть вертушки, которыми я вручную подгоняю трек по маркерам. Фейдеры темпа, тут тоже все понятно.

Как ты видишь такие, дешевые пульты, имитируют собственно сам пульт (это база с эквалайзером) и деки по бокам. Потому что в клубах и пульт, и деки — это отдельные приборы, которые «коннектятся» друг к другу. А это — просто пульт для домашних тусовок или подготовки к сетам в клубам.

А что насчет «скретчинга»? Я, как человек с улицы, в первую очередь ассоциирую диджеинг именно со «скрэтчингом».

— Это к Хип-хоп. Техно диджеи не скрэтчат абсолютно. Максимум в какой-то момент на аналоговой деке можно сделать «воу» (показывает), но так это для нас совсем не актуально. Транс — это поток, а скретчинг из этого транса людей выводит. Задачи тут совсем другие.

Я вообще постоянно отключаю вот этот фейдер. Он нужен как раз для «Скрэтчинга» хип-хоп диджеям, а техно диджеям не нужен абсолютно.

-3

Что обычно стоит в клубах?

— Обычно стоит «Allen & Heath» или «Pioneer» в клубах. «Аллен» аналоговый и звук просто бомба. Можно уходить в перегруз и хуже не будет. «Пионер» попроще, но его любят за эффекты. Ревер, дилей, фленжер. Например на фленжер мы убираем низкие частоты и получаем такой «самолетик». Я еще очень люблю дилей на ¾, который классно работает в «ямах». А сама я давно хочу купить себе пульт “Denon”. Он классный тем, что в него можно играть и с пластинок, и с флешки.

Ну и вот эти эффекты можно назначит на пэды для удобства. Кстати наборы эффектов отличаются у контроллера, и у пульта.

А можно ли забивать свои эффекты на пэды?

— Слушай, свои нет, но тут довольно широкий выбор заранее заготовленных, так что-то совсем не проблема. И ты можешь назначать любые из предложенных. Ты можешь настроить длительность эффекта, «силу». Но это имеет смысл только если ты выступаешь со своим пультом. А в клубе на чужой аппаратуре нет смысла тратить на это время. Тем более что на «Allen & Heath» нет эффектов вообще, только фильтры. И вот мой муж тоже иногда играет сеты, он просто влюблен в цифровой контроллер и совсем не понимает «Нафига вам эти ваши Аллен-Хиты» (Смеется)

Кстати, мы же можем к аналоговому пульту подключить аналоговые эффекты?

— Да, можно купить педали и подключать. Ну и вообще эффекты — это весело. Это элемент перфоманса в том числе. Не только аналоговые, а эффекты вообще.

Кто-то считаешь, что диджей просто должен ставить треки грамотно и все. Может тебе три деки поставить, чтобы три трека сводить вместе? Обрати внимание на это. А «эффектики» — это попсово. Но я считаю, что эффекты обогащают музыку. Главное только не переусердствовать.

Например «Пионеровские» эффекты на большом звуке очень грубо звучат. И иногда выбивают из вайба. Тот же фленжер без убранного баса сразу уходит в клиппинг.

-4

Вот почему музыканты любят аналоговое оборудование

— Да, все так. Кстати по базе я тебе уже рассказала все. Как видишь это очень легко и можно научиться диджеить за день точно. Ну с технической точки зрения. А дальше — это уже твое чувство музыки и художка.

Тогда последний вопрос по технике — если у нас два темпа засинхронены, то можно ли замедлять два трека одновременно одним контроллером?

— Ну вот только так, да. Если нажата кнопка “Sync Beat” и один из треков выбран «Мастером», то его темп-фейдером ты управляешь всеми треками сразу. Кстати во время уже исполнения треков можно нажать кнопку синхронизации, она пройдет незаметно без глитчей. Так что можно отыграть на одном контроллере и потом вырубить синхрон и продолжить как обычно.

Еще бывает что прямо на сете тебя кто-то толкнул, ты случайно задел пульт и треки «съехали», а у тебя нет времени. Бахаешь «Синх» и они начинают вместе идти.

А что, диджей не всегда на возвышении?

— Да, он может быть где угодно. И на импровизированной сцене, и на уровне с людьми. Здесь в Тель-Авивском «Арт-Клабе» люди могут спокойно и сзади тебя танцевать. И мне, конечно, больше нравится быть в общем процессе. На возвышении ты дистанцирован от танцпола и обратной связи куда меньше. «Трушники» вообще считают, что диджея не должно быть видно и акцента на нем так же быть не должно. Диджей общается посредством музыки.

Но чем тогда отличается поставить хорошо записанный микс от живой игры? Диджей все-таки перформер и это определенная энергетика, общение. Я много раз была на сетах звезд, которые могли начать с лажи, а потом раскачивались и выдавали «вау». И это тоже очень живое, специфическое ощущение.

Расскажи тогда, как ты готовишься и как проводишь сеты

— В целом все так, как я уже рассказала: я ищу треки для своей библиотеки (кстати для каждого сета я стараюсь найти еще что-нибудь новое) и мысленно в голове создаю концепцию того плейлиста, который я хотела бы услышать. Что конечно же зависит от исходных данных: где, во-сколько, main stage, after party, open air.

Меня заряжает пиковое время. Например 4-5 утра, когда люди в Израиле активно денсят. И вот там можно играть довольно быструю музыку, техно с элементами эйсида. С активной прямой бочкой.

Например недавно я играла для радио. И вот туда я отбирала такие треки, под которые не потанцуешь, но которые будет интересно послушать сами по себе.

-5

И все-таки, нужно ли диджею быть еще и продюссером?

— О, это вечный спор! По-факту сейчас диджеем может быть даже ребенок со всеми этими «примочками». И да, конечно надо стараться что-то писать, пусть даже для самого себя. Это оразвивает кругозор и понимание музыки. Но я не верю в то, что ты можешь успешно развивать оба направления, потому что тебе нужно фокусироваться очень много. И диджеинг вместе с подготовкой к сету отнимает достаточно времени, чтобы пытаться совмещать его с чем-то еще. Как это совместить я не понимаю, хотя сейчас и учусь написанию музыки. Но это больше из какого-то интереса личного.

Вот и ты, после нашего разговора, сейчас проникнешься, купишь контроллер и начнешь сеты делать

Слушай, на самом деле это правда интересно, а главное имеет к музыке куда больше отношения, чем я думал раньше. Ну и с чисто технической точки зрения круто

— Вот-вот. У меня есть друг, он был панк-рокер до переезда в ТЛВ. И как-то он попал на мой сет и «прозрел» (смеется). Купил себе контроллер, уже три сета записал и говорит, каким же был глупым, что раньше электронную музыку за музыку не воспринимал вообще. И знает уже все лейблы, историю создания, копается в стилях.

— Как-минимум если кто-то слушает такую музыку, значит электронка имеет место быть. Разная музыка для разных состояний

— Да, на самом деле прикольно и просто для себя уметь, потому что точно так же расширяет кругозор, как и все остальное. Примерно поэтому я не отрицаю ни винил, ни цифру. Нужно уметь все, потому что у разного аппарата разные возможности. Но ребят, в любом случае, качайте слух

Спасибо тебе, пусть я еще и не «прозрел», но уж точно заинтересован

— Спасибо, а если вдруг заинтересуешься — пиши и я тебе все расскажу😉

Вот здесь по линкам можно посмотреть сеты Регины:

Раз и Два

Предыдущие статьи цикла:

Часть 0. Вступление

Часть 1. Cubase

Часть 2. Logic Pro

Часть 3. FL Studio

Часть 4. Ableton

Часть 5. Reaper

Часть 6. Studio One

Часть 7. Adobe Audition

Часть 8. Cakewalk by Bandlab

Часть 9. Luna

Чать 10. Pro Tools

Часть 11. Waveform

Часть 12. Audacity

Часть 13. Bitwig

Часть 14. Wavtool

Часть 15. Magix Samplitude

Часть 16. Reason

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»