Найти в Дзене

Кто и что влияет на качество проектирования офиса?

Оглавление

Качество проектирования определить или высчитать очень сложно. С одной стороны, оно определяется объективными показателями — количественными и измеримыми. С другой стороны, в нём неизбежно присутствует субъективная оценка — нравится или не нравится, устраивает или нет.

Поэтому и какой-то одной универсальной формулы для создания максимально качественного проекта не существует. Влияющие на качество критерии сложным образом зависят друг от друга, формируя своеобразный геном проекта. Полностью расшифровать его очень сложно, если вообще возможно.
Тем не менее можно выделить группы параметров, от которых качество зависит достаточно предсказуемо.

Кроме того, качество проектирования можно попытаться измерять в разные моменты (и получать разные оценки) - в процессе проектирования, сразу после проектирования, сразу после окончания строительства, во время эксплуатации объекта строительства.

Проектировщик

Совершенно очевидно, что качество проектирования в огромной степени определяется фигурой исполнителя. С него и начнем.

Квалификация

Компетенция в проектировании вообще и в проектировании определенного вида объектов в частности очень важна. Проектировщик может очень хорошо разбираться в нюансах одного вида объектов и знать очень мало про остальные.

Опыт

Квалификация практически всегда основана на опыте. Он измеряется не в годах, а в количестве реализованных проектов определенного типа и размера. Человек может всю жизнь работать проектировщиком и ни разу не проектировать, например, ресторан. Получается, что опыт работы у него есть, а вот опыта реализации конкретных проектов — нет. Это значит, что вряд ли он сможет с первого раза качественно спроектировать ресторан.

Если говорить о команде в целом, то тут все сложнее. У архитектурной компании может быть портфолио, битком забитое ресторанами, но только проектировщиков, которые эти рестораны делали, уже давно нет в штате. Снова получается, что общий опыт у команды колоссальный, а конкретный объект проектировать некому. Это значит, что опыт компании надо смотреть не по портфолио, а по резюме ключевых специалистов, которые работают в компании в данный момент.

Личные качества

Проектировщики — обычные люди, к тому же творческие и увлекающиеся. И качество их работы зависит от того, насколько они аккуратны, педантичны и внимательны.

Текущая загрузка

Загруженность бюро в целом и конкретных исполнителей оказывает очень большое влияние на внимательность, от которой зависит наличие ошибок в проекте. Средняя или небольшая загрузка позволяет сконцентрировать усилия на задаче, и это практически всегда приводит к более высокому качеству.

Степень скоординированности

Современный офис проектирует не один человек, а чаще всего проектная группа из 6-8 специалистов — архитекторов, дизайнеров и инженеров. И каждый их них должен заботиться о качестве. Кроме того, оно зависит от уровня взаимодействия проектировщиков в группе, а это требует особой практики коммуникаций.

Наличие системы контроля качества

Возможно, это не самый очевидный, но зато важный параметр. Чтобы проектировщик работал с высоким качеством, одного его желания маловато. В организации должна быть поставлена цель — работать качественно. Удивительно, но часто такая цель не ставится.

Если руководитель постоянно озабочен повышением качества, то в работу организации внедряется какая-либо система контроля — доморощенная или общепринятая (типа ISO 9001). В проектных бюро, которые борются за качество, всегда есть руководитель или ответственный, который может внятно объяснить как именно эта борьба происходит.

Размер проекта

Чем проект больше, тем больше ошибок в нем можно наделать, а значит тем сложнее выполнить его качественно. Разумеется, у проектировщиков свои методы работы с крупными проектами: раздробить на несколько команд, использовать узкую специализацию и так далее. Но факт остается фактом — крупный проект сделать качественно сложнее, чем маленький.

Задача (программа) проекта

Проектирование всегда начинается с постановки задачи: определения целей, требований и ограничений. Её формулировка напрямую влияет на качество результата.

Во-первых, если не в главных, задача может быть поставлена таким образом, что высокое качество просто не может быть достигнуто. Для этого достаточно при формулировке целей и требований сделать их противоречащими друг другу.

Во-вторых, важны не только цели и требования сами по себе, но и их стабильность в течение проекта. Опасно менять требования по ходу проектирования — это приведет к различного рода проблемам и подрыву качества.

В-третьих, качество зависит от того, насколько поставленная задача является творческой. Или, если по-другому, насколько новым и уникальным должно быть решение. Чем новее и уникальнее требуется результат, тем сложнее его достичь с превосходным качеством. Потому что новое — это всегда эксперимент. А эксперимент всегда содержит риск.

В-четвертых и в-важных, от постановки задачи зависит заинтересованность проектировщика. Тут все как в жизни: если задача слишком проста для конкретного проектировщика, то ему будет скучно, он может сработать спустя рукава, и качество пострадает. Если задача слишком сложная и не соответствует способностям, то также высока вероятность, что проектировщик не справится. Если же задача чуть выше текущих способностей команды, то она будет интересной и вызывающей (в хорошем смысле), ей будет посвящено оптимальное количество внимание и, с большой вероятностью, такой проект будет выполнен на максимальном для этого проектировщика уровне качества.

Третьи стороны

На постановку задачи, а поэтому косвенно и на качество влияет не только заказчик, но и другие участники проекта. Например, при проектировании в готовом здании в процесс может вмешаться собственник здания или управляющая компания. Их требования редко приводят к ухудшению качества, но своевременность информирования — вполне может. Частенько проектировщик узнает о требованиях управляющей компании тогда, когда проектирование по сути закончено.

Срок проектирования

В заметной степени качество зависит от выделенного или затраченного времени на проектирование. Очевидно, если времени в обрез, то проектировщик не заметит и не исправит ошибки, которые неизбежно возникают в ходе проектирования. С другой стороны, если проектировщик не ограничен по времени (редко, но такие ситуации в строительстве случаются), то это тоже приводит к потере качества — при слишком вальяжном графике он теряет фокус и буквально может начать забывать какие-то элементы проекта.

Стоимость проектирования

Нам кажется, что чем дороже проектирование, тем оно должно быть качественнее. Но это не так. Стоимость влияет на качество в гораздо меньшей степени, чем, например, срок проектирования. По сути, можно найти проектировщиков, у которых стоимость будет различаться на порядок, но при этом они могут выполнить проект на одинаково высоком уровне.

Для каждого проектировщика есть какая-то его личная оптимальная стоимость. Ниже определенной границы качество будет скорее всего хуже. Но и увеличение стоимости свыше определенного уровня к повышению качества не приведёт.

Идея очень простая — не нужно заваливать проектировщика деньгами, но и торговаться до последней копейки тоже не нужно.

Заказчик

Ну а как вы хотели? Качество в огромной степени зависит и от заказчика тоже.

Доверие

Качество результата зависит от того насколько сильно непрофессионалы вмешиваются в процесс. Если заказчик будет стоять за спиной художника и поправлять каждое движение кисти, картина не получится. В проектировании это тоже работает. Если заказчик не занимается микроменеджментом, не превращает общение по проекту в бесконечный отчет о проделанной работе, проектировщик может сконцентрироваться на своей работе и выдать полноценный результат.

Команда

Работа над проектом подразумевает коммуникации, и чем больше человек в них участвует, тем сложнее коммуницировать. Если со стороны заказчика — команда из 20 представителей, проблематично сделать что-то качественное: всегда будут те, кто или недоволен, или не согласен, или хочет что-то поменять.

Критерии качества

Красота в глазах смотрящего, то есть весьма субъективна. Смотрящий на проекте — заказчик. Именно он формирует критерии качества: что для него плохо или хорошо, и это нормальная ситуация. И если он не сумеет донести проектировщику, что именно для него важно, качеством он останется недоволен — как бы ни старался проектировщик.

Что в итоге

Получается, что, если вы хотите получить качественный проект, вам нужно:

  • найти проектировщика, у которого достаточно для этого квалификации и опыта;
  • убедиться, что он не сильно загружен, у него есть рабочая система качества и налаженная схема взаимодействия внутри команды;
  • поставить соразмерные проекту сроки и адекватную цену;
  • максимально подробно и внятно сформулировать задачу со всеми принципиальными для вас моментами;
  • добиться от третьей стороны (если она есть), чтобы она не вмешивалась или вмешивалась своевременно — не в последний момент;
  • сократить количество участников команды со своей стороны;
  • максимально доверять проектировщику.

Наконец, не впадайте в отчаяние, если в процессе работы над проектом что-то пойдет не так — на стадии проектирования всегда можно повлиять на качество и исправить практически все «косяки».

Архитектурная студия "МЕАНДР"