Найти тему
ТыжИсторик

Необыкновенные приключения обыкновенного человека: «находим приметить»

Оглавление

Автор: Роман Коротенко

В предыдущих частях сериала мы узнали о некоем Василии Никифоровиче Геттуне, который при императрице Екатерине Великой был пастухом, при императоре Александре I стал потомственным дворянином, а при императоре Николае I пропал без вести.

И на примере жизнеописания Геттуна мы также ознакомились с преимуществами метода истории повседневности, суть которого состоит в изучении какой-либо исторической эпохи посредством ознакомления с каждодневной жизнью обыкновенных людей данной эпохи.

Так вот, мы остановились на том, что Василий Геттун, который благодаря своему уму и в немалой степени благодаря своему красивому почерку получил должность в канцелярии губернского правления — тем не менее умудрился рассориться со своим начальником!

После чего Вася Геттун, с некоторыми трудностями всё-таки успешно им преодоленными, получил должность в губернской прокуратуре.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Напомним также, что тогда на дворе стояли лихие 90-е годы XVIII века.

Почему лихие?

Потому, что императрицей Екатериной II Великой в это время и та́к проводились реформы, которые в значительной степени изменили облик России — а после смерти императрицы в 1796 году к ним добавились ещё и изменения, последовавшие благодаря реформам, проводимым её сыном императором Павлом I.

Который свою маму, откровенно говоря, не особо жаловал.

Поговаривают даже, что Екатерина вообще планировала императорский трон передать не сыну, а через его голову сразу внуку Александру.

Кстати говоря, жертвой реформ Павла I отчасти стал и наш герой Василий Геттун — но об этом позже.

Новое назначение

Как уже было сказано, российский чиновник Вася Геттун в возрасте 21 года получил свою третью по счёту должность — в канцелярии прокурора Новгород-Северского наместничества Малороссийской губернии.

При этом обратим внимание на собственное признание молодого чиновника:

Находясь у прокурорских дел, я научился правописанию, потому что прокурор строго соблюдал оное.

Из чего приходится сделать вывод о том, что будучи писарем в уездном суде города Погары в течении трёх лет, а после этого ещё один год в канцелярии губернского правления, Вася Геттун оставался по сути безграмотным.

Каково, а?

Впрочем, если представить, что в современных офисных программах внезапно будет отключена система проверки правописания (spell checker), то какой процент современных чиновников окажется на месте Васи Геттуна из XVIII века?

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Однако, вернёмся к нашей истории повседневности.

В своих воспоминаниях Василий Геттун приводит довольно-таки немного эпизодов, связанных с его работой в губернской прокуратуре.

Из них самый впечатляющий для молодого чиновника состоял в следующем.

Однажды начальник Васи Геттуна, то есть прокурор Новгород-Северского наместничества Малороссийской губернии Алексей Астафьевич Юзефо́вич, получил письмо от генерал-губернатора Малороссии графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.

Некоторое отступление про Задунайского

В ходе работы над упрощённой интерпретацией воспоминаний Василия Никифоровича Геттуна автор данной статьи внезапно даже для себя столкнулся с феноменом отсутствия в современном когнитивном (или если угодно — в информационном) пространстве элементарных знаний относительно российского дворянства.

В принципе, первой ласточкой по этому поводу лично для автора было осознание того факта, что в ходе расширения (или если угодно — экспансии) Российской империи официальное признание статуса элиты, то есть дворян, приобретали уже существующие элиты осваиваемых территорий.

Другими словами, если Российская империя присоединяла новые земли в Малороссии, на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири наконец: все местные князьки, в случае признания ими российского суверенитета, автоматически становились российскими дворянами.

Что сука характерно, никакая другая империя подобное решение не считала для себя приемлемым.

Ни один местный лидер, например, французских колоний ни в коем случае и никогда не приобретал французское дворянство.

В принципе, купить французское дворянство мог любой француз, имеющий определённую сумму денег — но ни один алжирец, или какой-нибудь камерунец, какими бы авторитетами они не обладали у себя на родине, ни под каким соусом не могли стать официальными дворянами Франции.

Аналогичная система действовала и в других странах Западной Европы.

Разве что Британия, самая крупная и могущественная империя в истории человечества, всё-таки в определённый период своего развития смогла себе позволить некоторую фривольность.

Знаете ли вы, кто́ и когда́ стал первым не британцем, получившим дворянский титул Британии?

Так вот, самым первым не британцем, и при этом самым первым иудеем, проникшим в касту дворян Британии, был барон Натан Майер Ротшильд.

И случилось это аж в 1885 году.

Натаниэль Майер Ротшильд, 1–й барон Ротшильд (1840-1915). Его семья оказала оценимые услуги Британской империи.
Натаниэль Майер Ротшильд, 1–й барон Ротшильд (1840-1915). Его семья оказала оценимые услуги Британской империи.

Фамилия британского барона (есть такая надежда) нашим читателям вполне себе знакомая, так что свой вывод они вполне смогут сделать самостоятельно.

Как и сравнить этот факт с практикой Российской империи, массово предоставляющей местным элитам подобный статус буквально испокон веков, то есть примерно с XV столетия.

Вот оказывается какой на самом деле Россия была «тюрьмой народов».

Так вот, ещё бо́льшим удивлением для автора данной статьи было осознание того факта, что в современном когнитивном пространстве абсолютно замалчивается системная особенность российского дворянства: при условии проявления личных достоинств российским дворянином мог стать кто угодно, в том числе и крепостной крестьянин.

И что характерно, имеются десятки тысяч примеров тому, что российскими дворянами становились реально дети крепостных крестьян.

И что сука характерно, при этом имеются люди, которые категорически отказываются это признать, не смотря ни на какие подтверждения.

Впрочем, это их право.

Что же касается генерал-губернатора Малороссии графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского: его отец, Александр Иванович Румянцев, принимал участие в различных войнах России начиная с 1700 года.

Был даже личным адъютантом Петра I.

Являлся организатором возвращения царевича Алексея Петровича домой из Западной Европы.

Граф Александр Иванович Румянцев (1680–1749)
Граф Александр Иванович Румянцев (1680–1749)

А вот графским титулом Александр Румянцев был пожалован за подписание с Швецией мирного договора в Або (Турку), завершившего русско-шведскую войну 1741—1743 годов.

Договор, скажем так, был не ахти какой — однако, именно тогда шведы впервые признали официальное право России на часть шведской на тот момент Финляндии.

Обратили ли Вы внимание, за что́ в России становились потомственными дворянами?

Что характерно, этого достойного мужа сынок Петя Румянцев изначально вёл себя, мягко говоря, по-мажорски, по причине чего приобрёл репутацию кутилы и баламута.

Таким он зарекомендовал себя, будучи назначенным благодаря авторитету отца в российскую дипломатическую миссию в Берлине.

С другой стороны, чего ещё ожидать от 15-летнего дипломата, оказавшегося за границей, тем более в Западной Европе?

Однако, вскоре за своё недостойное поведение Петя Румянцев был возвращён на родину, и определён в Сухопутный шляхетский корпус — то есть, образно говоря, в высшее командное училище тогдашнего минобороны Российской империи.

И что же произошло далее?

Петя Румянцев всё-равно оказался верен себе, всё так же продолжал кутить и баламутить, за что отцом и был переведён в действующую армию.

Именно после этого, в ходе упомянутой выше русско-шведской войны 1741—1743 годов, молодой Румянцев впервые отличился при взятии Гельсингфорса (Хельсинки).

Однако, даже тогда подпоручик Румянцев продолжал настолько куролесить, что отец его вынужден был признать:

Мне пришло до того: или уши свои зашить и худых дел Ваших не слышать, или отречься от Вас…

Вполне вероятно, что когда-либо взаимоотношения Румянцевых отца и сына станут предметом более тщательного изучения специалистами, однако после смерти графа Александра Румянцева в 1749 году поведение его сына графа Петра Румянцева кардинально изменилось.

Во всяком случае, так заявляют источники.

Через некоторое время после этого случилась Семилетняя война (1756—1763) — первый в истории вооружённый конфликт, чьи боевые действия проводились практически в планетарном масштабе: в Европе, в Азии, в Америке.

Кстати говоря, в ходе этого конфликта Восточная Пруссия впервые вернулась в состав Российской империи.

Граф Пётр Румянцев на Семилетней войне проявил весьма заметные полководческие таланты, и будучи командиром корпуса, одержал ряд весомых побед над пруссаками.

Александр Коцебу. «Кунерсдорфское сражение» (1848). В этой битве особенно отличился граф Пётр Румянцев
Александр Коцебу. «Кунерсдорфское сражение» (1848). В этой битве особенно отличился граф Пётр Румянцев

Однако, в 1761 году внезапно скончалась императрица Елизавета I Петровна, и вступивший на русский трон её племянник Пётр III также внезапно принял решение заключить мир с почти уже капитулировавшей Пруссией — и в том числе добровольно отказаться от ставшего уже к тому времени русским Кёнигсберга.

Впрочем, в следующем 1762 году в России произошёл знаменитый переворот, и вместо Петра III править Россией стала его любящая супруга императрица Екатерина, в дальнейшем за свои заслуги названная Великой.

Что характерно, граф Пётр Румянцев посчитал, что его служба при Петре III не позволит ему продолжать карьеру при новой императрице, и подал прошение об отставке.

При этом, что характерно, императрица Екатерина Великая не только отказала Румянцеву в отставке, но ещё и повысила его — назначила генерал-губернатором Малороссийской губернии.

Возможно, в этом назначении сыграла роль всё того же авторитета его отца, графа Александра Румянцева, который в период 1738-1740 годов также был правителем Малороссии.

Тем не менее, новый малороссийский генерал-губернатор Румянцев-младший погрузился в дела с головою, и явился инициатором многих начинаний и реформ — в частности, именно при Петре Румянцеве в Малороссии впервые была произведена перепись населения.

Да, кстати про титул «Задунайского» — дело в том, что по инициативе Франции в 1768 году в Польше была развязана гражданская война между поляками профранцузскими и поляками пророссийскими.

При этом, по инициативе всё той же Франции, к этой войне присоединилась Османская империя, которой профранцузские поляки взамен за военную помощь пообещали отдать Подолию и Волынь.

Как известно, османы в той войне проиграли, благодаря чему к России отошли Причерноморье и Кабарда, а Крым был признан независимым от турок (и присоединился к России спустя 9 лет).

Для Польши эта изначально гражданская война также оказалась эпохальной: в результате поражения профранцузских поляков состоялся Первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией — причём, что характерно, инициатором этого раздела являлась совершенно не участвовавшая в войне Австрийская империя.

Граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (1725–1796)
Граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (1725–1796)

Так вот, граф Пётр Румянцев оказался главным русским полководцем в той успешной для русских русско-турецкой войне 1768-1774 годов, благодаря чему Екатерина Великая пожаловала ему звание генерал-фельдмаршала, и повелела отныне именоваться графом Румянцевым-Задунайским «для прославления опасного перехода его через Дунай».

Вернёмся к нашим чиновникам

Прокурор Новгород-Северского наместничества Малороссийской губернии Алексей Астафьевич Юзефо́вич однажды получил от генерал-губернатора Малороссии графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского письмо следующего содержания:

Государь мой Алексей Евстафьевич!
Войсковой товарищ Вальковский жалуется мне, что палата гражданских дел Новгородско-Северскаго наместничества в деле его с бунчуковым товарищем Бороздною сделала определение на определение.
Я удивляюсь, как сие обстоятельство могло миновать Ваше тут наблюдение?
А потому я нахожу приметить Вам не ради собственнаго своего спокойствия, но ради тех, коим оно по справедливости принадлежит, есмь впрочем.

Прочитав эти строки, прокурор Юзефо́вич «вспрыгнул с кресла и начал сам себя драть за волосы».

Как оказалось, Юзефо́вич ранее служил секретарём при Румянцеве-Задунайским, благодаря чему отлично знал, что использованное тем словосочетание «нахожу приметить» являлось свидетельством проявления высшего неудовольствия.

Правда, автор статьи не вполне разобрался, в чём состояла вина прокурора, допустившего некое определение на определение, которое было сделано, по всей видимости, уездным судом в гражданском деле.

Может быть, кто-нибудь более знающий подскажет?

История повседневности рулит

Так вот, к примеру, что мы можем узнать конкретно про 1792 год из стандартных общепринятых источников?

Ну, хвалёная Википедия сообщит нам, что в этом году во Франции впервые для казни была применена гильотина, а военный инженер Руже де Лиль на музыку придворного скрипача и композитора Джованни Баттиста Виотти сочинил «Песнь Рейнской армии», которая в дальнейшем стала «Марсельезой», то есть трижды гимном Франции, и единожды — гимном России.

Кроме того, в 1792 году скончался русский литератор Денис Иванович Фонвизин, потомок немецкого барона фон Визена, взятого при Иване Грозном в русский плен, и после поступившего в русскую службу — и при этом авторе известной русской сатирической комедии «Недоросль».

А кстати, известен ли Вам, наш уважаемый читатель, смысл названия этого произведения?

Одно из многочисленных изданий знаменитой комедии. Кстати, обратим внимание на написание фамилии автора.
Одно из многочисленных изданий знаменитой комедии. Кстати, обратим внимание на написание фамилии автора.

Оказывается, «недорослью» в XVIII веке называли молодых дворян, не получивших письменного удостоверения от учителя словесности.

Недорослей не принимали на государственную службу, и кроме того, им не давали «венечных па́мятей» — то есть, разрешения на женитьбу, сиречь заключение брака.

Во всяком случае, именно так сказано в комментарии некоего Д. Степанова к книге Фонвизина «Недоросль: избранные произведения», изданной в 2023 году.

И согласитесь, что это, как минимум, свидетельствует о действующей в Российской империи системе отбора элит по образовательному цензу.

Конечно, и этот факт также представляет определённый интерес.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Однако, без использования метода истории повседневности мы никогда бы не узнали о том, например, что один из наивысокопоставленнейших российских чиновников екатерининской эпохи максимум недовольства своими подчинёнными выражал словосочетанием «нахожу приметить».

Возможно, что такой малозначительный, и на первый взгляд микроскопический фактик всё-таки позволит нам чуть-чуть более пристально присмотреться к истории нашей родины.

Отдельное спасибо за это — Василию Геттуну, рассказавшему свою повседневность, и к необыкновенным приключениям которого мы обязательно вернёмся далее.
(Продолжение следует:
шантаж и опровержение)

______________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik