Найти в Дзене
ТыжИсторик

Необыкновенные приключения обыкновенного человека: шантаж и опровержение

Оглавление

Автор: Роман Коротенко

В предыдущих частях сериала мы узнали о некоем Василии Никифоровиче Геттуне, который при императрице Екатерине Великой был пастухом и пас чужих коров, при императоре Александре I стал потомственным дворянином, а при императоре Николае I пропал без вести.

Молодой чиновник Российской империи
Молодой чиновник Российской империи

И на примере биографии Геттуна мы также познакомились с преимуществами метода истории повседневности, смысл которого состоит в изучении какой-либо исторической эпохи через ознакомление с каждодневной жизнью обыкновенных людей данной эпохи.

Итак, мы остановились на том, что упомянутый Василий Геттун, будучи младшим чиновником канцелярии губернского правления в возрасте 21 лет, умудрился рассориться со своим непосредственным начальником, после чего попытался перевестись в канцелярию губернской прокуратуры.

Однако, его начальник, то есть секретарь губернского правления, со своей стороны приложил усилия к тому, чтобы должность, на которую рассчитывал Вася Геттун, была отдана другому чиновнику — очевидно, на зло своему подчинённому.

И тем не менее, молодому и неопытному Васе Геттуну удалось преодолеть противодействие гораздо более высокопоставленного начальства, и всё-таки перевестись в прокуратуру.

Для контекста: дело происходило в Российской империи, на дворе стоял 1792 год.

Семья всегда

Семья всегда играла большое значение в карьере Василия Геттуна.

Напомним, что предки его являлись казацкими старшинами Малороссии: например, его двоюродный дед Максим Гетун в период 1710-1719 годов был городовым атаманом Погар (города, в 10 километрах от которого располагалось село Лобки́, в котором проживал Вася).

При этом отец Васи, Никифор Геттун, числился коллежским регистратором — то есть, чиновником XIV класса, самого низшего класса в российской Табели о рангах.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Тем не менее, отцовского влияния оказалось достаточно для того, чтобы пятнадцатилетнего Васю взяли в нижний земский суд города Погары в качестве бесплатного помощника.

Разумеется, достатка это в семью не добавило, даже скорее наоборот — однако, для пастушка Васи опыт работы в земском суде оказался настоящим трамплином для его дальнейшей карьеры чиновника.

Во всяком случае, уже исключительно собственными усилиями Вася Геттун добился первой оплачиваемой должности в том же нижнем земском суде г. Погары.

А после получения должности в погарском суде восемнадцатилетний Василий Геттун исключительно благодаря своему красивому почерку был принят на работу в канцелярию губернского правления, которая находилась в городе Новгород-Северский.

Будучи на новом месте, как уже упоминалось, Вася проявил характер, в результате чего приобрёл врага в лице своего непосредственного начальника.

Однако, после этого Василию с помощью определённой манипуляции удалось уйти со старой должности, и перевестись в канцелярию губернской прокуратуры, причём ещё и с выигрышем в 30 рублей годового оклада.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

И вот тогда в дальнейшей судьбе Василия Геттуна произошли две важные перемены.

Перемены

Одна из этих перемен была страшная — скончалась его мать, Васса Степановна Геттун, урождённая Копасёва.

Судя по всему, именно к матери Вася был более всего эмоционально привязан:

При ней я никогда не выезжал из родительского дома без слёз; а по кончине ея я равнодушно оставлял дом отца своего.

Вторая перемена заключалась в следующем: секретаря, то есть руководителя канцелярии суда г. Погары повысили, и назначили собственно судьёй.

На его место был назначен один из сотрудников канцелярии губернской управы.

Однако, родной дядя этого сотрудника в это же самое время получил должность руководителя канцелярии генерал-губернатора Малороссии, и вполне предсказуемо предложил своему племяннику также перевестись в подчинённое ему ведомство.

А этот племянник, будучи в дружеских отношениях с Васей Геттуном, в свою очередь рассказал приятелю о своих планах.

Получив, образно говоря, подобный инсайд, сотрудник канцелярии губернского прокурора Василий Геттун решил действовать.

С одной стороны, должность начальника судебной канцелярии для него являлась повышением по службе.

С другой стороны, это означало переезд из Новгород-Северского — в Погары, то есть — ближе к родному дому, и друзьям юности.

Поэтому Вася Геттун обратился к своему отцу с просьбой о помощи в получении вакантной должности.

Отцы и дети

Если вы знакомы с предыдущими сериями рассказа о Василии Геттуне, то вы, должно быть, обратили внимание на определённую напряжённость в отношениях между отцом и сыном Геттунами.

Если сказать упрощённо, то Никифор Геттун имел собственное ви́дение жизненного пути своего сына, и согласовывать это видение ещё с кем-либо не имел привычки.

Разумеется, Вася Геттун отлично знал об этой отцовской особенности, поэтому для реализации своего плана пошёл на некоторую хитрость.

Не имея возможности отлучиться со службы, он пригласил отца приехать в Новгород-Северский.

Когда же отец приехал, Василий поставил его перед выбором: либо оказать содействие сыну в занятии должности судебного секретаря в Погарах, либо благословить сына отправиться в Польшу.

А польские губернии, следует отметить, на тот момент ещё не достаточно долго находились в составе России, что, во-первых, обусловливало определённую потребность в чиновниках низшего звена, а во-вторых, для чиновников этих представляло определённую опасность со стороны местного населения.

Таким образом, для осуществления своих планов Вася пошёл на своеобразный шантаж отцовских чувств.

Что характерно, этот ход оказался действенным: несмотря на своё нежелание видеть сына на посту начальника судебной канцелярии, Никифор Геттун всё-таки согласился попросить наместника именно о таком назначении.

Губернский секретарь почтово-телеграфного ведомства Александр Вильгельмович Торн
Губернский секретарь почтово-телеграфного ведомства Александр Вильгельмович Торн

И здесь возникает своеобразное основание для любопытства.

Основание для любопытства

Судя по всему, Василию Геттуну было отлично известно о том, что личное обращение его отца Никифора Геттуна к новгород-северскому наместнику Якову Завадовскому будет иметь положительный результат.

А это приводит нас к мысли о том, что между Васиным отцом и наместником имелись какие-то дружеские связи.

Однако, с другой стороны, возникает следующий логичный вопрос: почему в таком случае Никифор Геттун не использовал свои связи с наместником для собственного продвижения по карьерной лестнице, из-за чего так и остался коллежским регистратором, то есть чиновником самого низкого класса?

Вполне вероятно, что Никифор Геттун не считал для себя достойным пользоваться чужой помощью для каких-либо личных достижении.

Кстати говоря, в пользу этой версии говорит также его нежелание обращаться к наместнику с просьбой о назначении сына.

В своих воспоминаниях Василий Геттун конкретно указывает, что противодействие отца в его назначении на должность секретаря суда обосновывалось отцовским неверием в сыновью способность справляться с новыми обязанностями.

Однако, нам представляется более вероятным принципиальное нежелание Никифора Геттуна использовать свои связи с высшими чиновниками не только в собственных интересах, но также и в интересах сына.

Впрочем, демонстрируемый отцом приоритет самостоятельности, как нам кажется, отчасти может служить объяснением своеобразной «пробивной» способности, которую уже не единожды демонстрировал его сын.

Ещё не всё

Но это ещё не конец истории.

После того, как Никифор Геттун обратился к наместнику с просьбой о назначении сына, тот возжелал лично познакомиться с Василием Геттуном.

На следующее утро Вася явился домой к наместнику.

Вот как описывается эта встреча:

Губернатор спросил, знаю ли я законы.
Я ответил не запинаясь, что знаю, присовкупив к тому, что законы открыты, и что тот только их не знает, кто о том не старается.
Губернатор одобрил мысль мою; не затруднялся тем ещё, что в уездном суде бывают важныя и трудныя дела уголовные и гражданския.
Я отвечал, что в случае недоумения буду искать примеров в архиве и прибегать к советам опытных, искусных в делопроизводстве людей.
— О! коли так, отвечал губернатор, то ты можешь быть хорошим секретарём. Скажи отцу своему, чтоб он пришёл ко мне обедать.

Кстати говоря, вполне вероятно, что здесь в журнальный текст воспоминаний Василия Геттуна вкралась опечатка: скорее всего, вместо «не» следует читать «он», и таким образом фраза «не затруднялся тем ещё» на самом деле означает «он затруднялся тем ещё»...

Что дальше

Так вот, а дальше произошло следующее: по согласованию с наместником его канцелярией было подготовлено представление на назначение Василия Геттуна секретарём Погарского уездного суда в Новгород-Северском наместничестве Малороссийской губернии.

Николай Бекряшев: «Присяга волостных судей в камере земского начальника».
Николай Бекряшев: «Присяга волостных судей в камере земского начальника».

Что характерно, в этом представлении были указаны три кандидатуры, две из которых, как упоминает Василий Геттун, «подобраны и летами, и службою младше меня».

И ещё раз что характерно, представление это было направлено на рассмотрение в Сенат — то есть, в высший коллективный государственный орган Российской империи.

Летом 1793 года Сенат утвердил Василия Геттуна на должность начальника канцелярии уездного суда г. Погары, вместе с присвоением чина городового секретаря.

Кстати опровержение

Как уже упоминалось выше, самым первым чином Василия Геттуна согласно Русского биографического словаря (1896-1918) был чин губернского регистратора.

Однако, в известных вариантах Табели о рангах нет такого чина: губернский регистратор.

Поэтому автором и было высказано предположение, что на самом деле самым первым чином Васи Геттуна был чин губернского секретаря, то есть чин XII класса (из имеющихся 14-ти).

Об этом в своём рассказе автор данной статьи упомянул несколько раз, делая акцент на том, что Вася сходу обогнал по карьерной лестнице своего отца, коллежского регистратора, то есть чиновника XIV класса.

Однако, в воспоминаниях Василия Геттуна указывается второй полученный им чин: городовой секретарь.

И на этом месте автор данной статьи сделал для себя настоящее открытие: оказывается, в XVIII веке в Российской империи действительно существовал чин губернского регистратора.

Только он считался находящимся вне Табели о рангах, то есть ещё ниже, чем самый низкий XIV класс.

Коллежский секретарь Юрьевского уездного полицейского управления
Коллежский секретарь Юрьевского уездного полицейского управления

И таким образом получается, что только спустя 4 года своей чиновничьей карьеры Василий Геттун догоняет-таки своего отца-коллежского регистратора, получивши равнозначный чин XIV класса городового секретаря — а вместе с тем, как уже говорилось ранее, и личное (то есть не потомственное) дворянство.

Отцовское упрямство

Как вы полагаете, что сделал отец Васи Геттуна после того, как верховный Сенат утвердил его сына на должность погарского судебного секретаря?

Ни в жисть не догадаетесь: Никифор Геттун повторно явился к новгород-северскому наместнику, и уговорил того не допускать Васю к новой должности.

Что характерно, наместник также повторно пошёл на встречу Васиному отцу: оставил свеженазначенного городового секретаря Василия Геттуна при губернском правлении, поручив ему составлять доклады наместнику о рассмотрении уголовных дел.

И всё это продолжалось долгих шесть месяцев, пока

Губернатор самым опытом удостоверясь, что я могу исправлять должность секретаря, отпустил меня к оной.

Традиционное итого

Чего же нового мы могли узнать из очередной истории из жизни Василия Никифоровича Геттуна — пастушка, пробившегося в генералы?

К примеру, мы могли узнать, что в Российской империи действовала чёткая и строгая вертикаль власти, так что назначение чиновников даже самого низового уровня происходило исключительно по согласованию со столицей.

При этом лично на автора данной статьи произвело впечатление то, какой хитростью продавливали Васю Геттуна на желанную должность: оказывается, нельзя было предлагать Сенату на рассмотрение одну-единственную кандидатуру, обязательно должны были быть представлены альтернативы.

По всей видимости, такое правило определённым образом служило в Российской империи профилактикой кумовства среди чиновников.

Любопытно, существует ли какая-либо подобная практика в современной Российской Федерации?

(Продолжение следует: опьянение властью)

______________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik