Найти тему

Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства

Эрнст Гомбрих родился в венской семье, которая поначалу была еврейской, но на рубеже XX века приняла мистический протестантизм. Несмотря на это, всю свою жизнь он оставался антисектантским и нерелигиозным. Когда Австрия с энтузиазмом приняла нацизм, отмежеваться от иудаизма стало невозможно, и он настойчиво утверждал, что он не просто австриец, а австрийский еврей.

Гомбрих изучал историю искусства под руководством знаменитого Юлиуса фон Шлоссера в Венском университете. В 1936 году он переехал в Лондон и стал научным сотрудником Варбургского института. Во время Второй мировой войны его знания пригодились в Британской радиовещательной корпорации, где он переводил радиопередачи на немецкий язык. После войны, в 1946 году, Гомбрих вернулся в институт, где прошел путь от младшего научного сотрудника до директора в 1959 году. Он занимал эту должность до выхода на пенсию в 1976 году. Помимо этого, он преподавал в Оксфорде, Лондоне, Кембридже, а также в Гарварде и Корнеле в США.

Коллаж из фото Гомбриха 1975 года и картины Шардена
Коллаж из фото Гомбриха 1975 года и картины Шардена

Когда его спрашивали о личных художественных предпочтениях, Гомбрих часто уклонялся от ответа, утверждая, что не намерен «ставить оценки» произведениям искусства. Хотя он писал с воодушевлением о Пикассо и других художниках первой половины века, они не были центральными фигурами в его восприятии искусства. Он критически относился ко многим «-измам» ХХ века, предпочитая более классические формы выражения.

Многие из самых преданных читателей Гомбриха сами были художниками. Они чувствовали глубокое родство с его интерпретацией искусства, видя в ней отражение усилий своих предшественников. Читая его работы сегодня, можно с уверенностью сказать, что язык автора не только соответствует своему времени, но и точно передает мир, в котором жили его первоначальные читатели.

Более 50 лет Гомбрих вел непримиримую борьбу против теорий, объясняющих изменения в искусстве или политике ссылками на коллективный разум — будь то эпоха, нация или класс. Он считал такие объяснения не только сомнительными, но и неспособными признать рациональную природу того, как художники экспериментируют и учатся друг у друга.

Одной из наиболее доступных и основополагающих работ Гомбриха является эссе «Размышления об игрушечной лошадке», написанный в том же десятилетии, что и знаменитая «Искусство и Иллюзия» («Art and Illusion»). В этих работах он исследует фундаментальные вопросы эстетики: как воображение функционирует в живописи, как оно вызывает или трансформирует наши психологические потребности и как эстетическое и моральное сознание связаны между собой.

Фронтиспис к книге Э. Гомбриха Искусство и иллюзия (1960) Криспин ван де Пасс II по рисунку Хусепе де Риберы. Поэт. Ил. из кн.: Frederik de Wit. Lumen picturae et delineationes. Amsterdam [c. 1660]
Фронтиспис к книге Э. Гомбриха Искусство и иллюзия (1960) Криспин ван де Пасс II по рисунку Хусепе де Риберы. Поэт. Ил. из кн.: Frederik de Wit. Lumen picturae et delineationes. Amsterdam [c. 1660]

Достижения Гомбриха часто отмечались почестями и наградами. Однако церемонии награждения, казалось, вызывали у него легкую меланхолию. Возможно, потому что они отвлекали его от более глубоких целей или казались ему компромиссными, несмотря на его уважение к общественным институтам.

Каждая его речь на церемониях награждения была образцом остроумия и вежливости, но всегда превращалась в серьезный спор. Гомбрих мастерски владел искусством публичных выступлений. Его лекции завораживали аудиторию благодаря наглядным демонстрациям, делая его аргументы неопровержимыми.

Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. 1766
Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. 1766

Однажды, во время публичной дискуссии, он столкнулся с возражениями против своего рассказа об оптическом эффекте. Недолго думая, Гомбрих показал слайд на экране и предложил аудитории пройтись по залу, чтобы убедиться, что хитроумный объект всегда указывает на них, где бы они ни находились. Этот наглядный пример не оставил сомнений в его правоте и еще раз подтвердил его мастерство лектора.

Книги Гомбриха сочетают в себе разговорную легкость изложения и глубину мысли, что делает их, возможно, лучшим введением в предмет. Среди его знаковых работ — «История искусства», «Искусство и иллюзия» («Art and Illusion»), «Символические образы. Очерки по искусству Возрождения», «Тени в западном искусстве», а также интеллектуальная биография Аби Варбурга.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

P. S. Материал подготовлен на основе моей вводной лекции про Эрнста Гомбриха для книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите мне в личные сообщения!

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Сестра поэта, мастер ткани: история Людмилы Маяковской

Как Элизабет Виже-Лебрен эпатировала французское общество своей улыбкой

«Мать модернизма» Эйлин Грей: от дизайна интерьеров до архитектуры

Константин Юон: художник эпохи перемен

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗