Найти в Дзене

Искусство ценить керамику

В гончарстве, как и в жизни, иногда самыми важными являются самые простые вопросы: Почему это так? Или как это произошло? Или что означает эта часть?

Что делает горшок хорошим — это вопрос, который многие из вас, интересующихся керамической сферой Японии, возможно, задавали раньше.

Когда я впервые вижу предмет керамики, будь то тяван (чашка для чая), цубо (большая ваза) или просто хасиоки (подставка для палочек для еды), я не сразу начинаю задавать себе вопросы, например: «Какой это стиль?» Какой период? Кто сделал это? Это оригинал или копия? Есть ремонт? Эти вопросы появятся позже.

Сначала надо увидеть и послушать, без слов. При таком взгляде на керамику между зрителем и наблюдаемым естественным образом возникает медленный и тонкий диалог. Если горшок не «разговаривает» с вами, забудьте о нем.

Иногда я задаюсь вопросом, как великий чайный мастер Сэн-но Рикю видел вещи и задавал ли он, увидев, вообще какие-либо вопросы. Иногда безмолвный ум оказывается самым глубоким. Если бы Рикю был жив сегодня, я бы хотел сходить с ним за покупками в Tokyu Hands или в какое-нибудь подобное место и посмотреть, что он купит. Я стараюсь видеть красоту в обычном; Я работаю над этим.

Сэн-но Рикю - историческая фигура, признанная наиболее влиятельной в японской чайной церемонии и отчасти в традиции ваби-тя.
Сэн-но Рикю - историческая фигура, признанная наиболее влиятельной в японской чайной церемонии и отчасти в традиции ваби-тя.

Точно так же, как большинству отношений требуется время для развития и роста, то же самое происходит и с «вещами», которые предлагают что-то для духа. Точно так же, как вы не можете узнать незнакомца, выслушав историю его жизни в пятиминутной беседе в баре, «прослушивание» и знакомство с чем-либо требует времени и спокойного ума. Именно тайна и глубина, которые раскрываются со временем, создают поистине особенные отношения, будь то человек или чаша - надеюсь, не сумасшедший или треснувший тяван! )

Многие люди покупают керамику ушами. Только получив удовлетворительные ответы на вопросы, касающиеся «брендов», они чувствуют, что их вкусы подтверждены, и совершают покупку. Это печально.

Несколько гончаров сказали мне, что посетители - гайдзины(«иностранец») им нравятся больше, чем японцы. Гайдзин, часто плохо владеющий японским языком, смотрит на горшок и довольно быстро решает: «Да, он мне нравится» или «Какой безбожный кусок гоми» . С другой стороны, многие японцы, а также странные гайдзины, будут возиться с вопросами, на которые вежливо отвечает гончар, желая при этом молчаливого, видящего разума.

Хорошо. Меня привлекает горшок. Теперь я возвращаюсь к первоначальному вопросу: что делает его хорошим?

Самый основной и, в конечном счете, важный вопрос: смогу ли я жить с этим горшком? Много раз предмет цеплял на меня, а затем, как фейерверк, ослеплял и исчезал. Я знаю, что такое произведение не будет «спутником на всю жизнь».

Поскольку горшки - это, по сути, глина, огонь, а также мастерство и дух гончара (которые невозможно скрыть), я смотрю на глину керамических изделий. Конечно, с фарфором все совсем по-другому. Тем не менее, для бидзэн, сигараки, ига или других изделий, подвергнутых сильному обжигу, часто неглазурованных, наибольшее значение имеют качество обжига и цути -адзи (вкус глины). Иногда фигура Сига-раки или Бидзэн оказывается амай (недостаточно активной); с другой стороны, это может быть яки-суги (перенапряжение). Возможно, глина была обработана неправильно или у нее был очень скучный аджи. Глядя на глину, часто можно узнать и возраст горшка.

Дальше идет форма. Даже в старинных формах, таких как ваза цуру-куби (шея журавля), можно почувствовать свежесть, если дух гончара в порядке и он или она почувствовали вибрацию в прототипах. Действительно, таких современных гончаров встретишь редко, но они существуют.

Многие гончары не довольствуются копированием прошлого и хотят создать что-то свежее и совместимое с современной жизнью. Это большой вызов. Мы находим много оригинальности в форме, но очень мало произведений изящества и красоты — им суждено стать «фейерверками».

Основной вопрос о красоте: выдержит ли что-то испытание временем? Однажды я спросил гончара-бидзэна, почему он продолжает делать горшки тех же форм, что и его предки. Он ответил, что простую красоту формы не нужно менять, если она работает хорошо. В этой простоте заключался его дух, и поверьте мне, сделать что-то настолько глубокое таким простым – непростая задача. Требуются годы обучения, а затем разучивания.

Многие детали, которые я покупаю, предназначены для использования, поэтому баланс и вес также очень важны. Если он предназначен для того, чтобы держать его в руке, убедитесь, что он не громоздкий и что в местах соприкосновения губ нет лишнего пепла. То же самое относится и к основанию: если оно слишком грубое, оно может поцарапать стол.

Конечно, решающим фактором при выборе предмета является цена, а мы все знаем, что хорошие японские чаши недешевы. Тем не менее, если вы посмотрите и потренируете свой глаз, вы найдете хорошие горшки, соответствующие вашему бюджету.

-7

Много раз это делалось, тихо сидя с книгой. Есть много хороших цветных фотокниг с небольшим количеством текста, которые помогают развить внимание к стилю и форме. Одним из примеров является серия, созданная Когей Шуппан несколько лет назад и входящая в их серию «Дзукан» : она охватывает чаван, сюки (посуда для сакэ), шокки (посуда) и каки (цветочная посуда).

Итак, слушайте сердцем и чувствуйте глазами, и тогда вы встанете на путь создания прекрасной коллекции японской керамики.

(C) Все права принадлежат
РОБЕРТУ ЙЕЛЛИНУ