Отмена крепостного права запустила механизм перемен, которые уже невозможно было остановить. Ещё в процессе подготовки этой реформы стало понятно, что в Российской империи нужно вводить систему самоуправления. До 1861 года дворяне сами решали, как распоряжаться принадлежавшими им крестьянами. Однако теперь предстояло заниматься вопросами образования, здравоохранения, в которых были заинтересованы все жители страны. У центра просто не было для этого ресурсов и квалифицированных чиновников.
В марте 1859 года в Министерстве внутренних дел, которое готовило крестьянскую реформу, создали комиссию для выработки положений «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». Возглавил её Николай Алексеевич Милютин (о нём можно почитать здесь).
Главный вывод комиссии: необходимо создать земства – выборные учреждения, которые займутся заботой о местных нуждах.
Александр II одобрил итоговый документ и то, что земства станут всесословными. Началась работа над законом, который был принят 1 января 1864 года и ввёл «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Чем занимались земства
Деятельность земств была ограничена законом.
Как ни странно, то, что правительство считало необязательным, было важно местным жителям. Это, например, организация медицинской помощи, образования, создание ветеринарной службы, помощь сельскому хозяйству, устройство дорог, почты, содержание больниц и богаделен, ремонт мостов и дорог, продовольственная помощь в случае голода.
Строго обязательным были оплата квартир для полицейских, помощь в этапировании заключенных, выделение транспорта чиновникам.
Именно благодаря земствам в России была усовершенствована работа со статистическими данными, ведь без них невозможно узнать местные нужды.
Нужно отметить, что до этой реформы, жители сельской местности почти не получали медицинскую помощь: больницы работали только в городах.
С первых дней работы земских учреждений правительство передало им 351 лечебное заведение на всей европейской части России, где могли лечиться 11,5 тыс. больных. В 1890 году таких заведений было уже 1068. В волостях и селах также начали устраивать небольшие больницы.
Постоянно росли расходы на содержание школ. Если в 1868 году на народное образование выделили 528 тыс. рублей, то в 1878 году расходы всех земств составили 4 386 тыс. руб.
Чтобы собрать средства на свою деятельность, земство устанавливало налоги на недвижимость, торговые и промышленные предприятия, которые находились на его территории.
Кто мог стать земским гласным
В XIX веке ещё не было всеобщего избирательного права. Самоуправлением могли заниматься только мужчины старше 21 года, которые проходили определенный имущественный ценз. Считалось, что только хороший хозяин, собственник, мог принимать взвешенные решения.
Новый указ ввёл три курии: земледельческую, городскую и сельскую крестьянскую.
Земледельцы должны были иметь более 200 десятин земли или недвижимое имущество стоимостью до 15 тыс. руб. Вариант: получать годовой доход до 6 тыс. рублей.
Требования для горожан установили такие: купцы и владельцы торговых и промышленных заведений должны показать годовой доход свыше 6 тыс. руб., а владельцы недвижимости – от 500 до 4 тыс. руб.
У крестьян не было имущественного ценза. От каждого сельского общества избирали представителей на волостные сходы. Те избирали выборщиков, а последние – гласных в уездные земские собрания.
Земства выбирали на три года, заседания проходили осенью, после сбора урожая. В зависимости от величины уезда число гласных колебалось от 20 до 60 человек.
Первые шаги глазами современников
Вот как описал первое заседание земства в Сапожковском уезде Рязанской губернии один из гласных, Алексей Иванович Кошелев: «Это первое собрание поразило меня во многих отношениях. Гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди сели между нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вниманием, спрашивали объяснения насчёт того, чего не понимали, и соглашались с нами со смыслом и вовсе не в силу преданий покойного крепостного права… Главное занятие собрания на этот раз было производство выборов в члены уездной управы и училищного совета и в губернские гласные. Выборы вообще были очень разумны, и первые действия земства очень осторожны, вполне правильны и произвели на меня вполне отрадное впечатление. Меня выбрали в губернские гласные…»*
Рассказ о А.И. Кошелеве можно прочитать здесь.
Интересным кажутся строки Дональда Макензи Уоллеса, корреспондента The Times в России о работе Новгородского земства: «Больше всего на этом собрании меня поразило, что оно состояло частью из дворян, а частью из крестьян, причем последние были в явном большинстве. Но нельзя было заметить и следа антагонизма между этими двумя классами… Землевладельцы и из прежние рабы, очевидно встретились сейчас на равной ноге»**.
Итоги работы земств к 1914 году
Не во всех губерниях России были созданы земства. Они работали в 43 из 78 территорий. Их суммарный доход в 1914 году составил 336,4 миллионов рублей. Для сравнения, бюджет Российской империи в 1913 году – 3 млрд 431 млн рублей.
Больше всего средств уходило на образование (30,8 %), здравоохранение (23,8 %), агрономическую и ветеринарную помощь (11,2 %), устройство и содержание дорог (5 %).
В 1913 году работало 6 773 больниц с 190 500 кроватями, а медицинский персонал насчитывал 19 тысяч врачей, 22,5 тысяч фельдшеров и 12 тысяч акушерок.
К 1914 году было открыто 50 тысяч земских школ, в которых работало 80 тысяч учителей и училось 3 миллиона детей. Новые школы строили с соблюдением современных педагогических и гигиенических норм.
Также в 35 земских губерниях действовало 12 627 публичных библиотек.
*А.И. Кошелев. Записки, 2002. с. 114-115
** D.M. Wallace. Russia. L., 1905. P.494