Вишну — это Тот, кто становится Вишвамом (ощутимым и неощутимым Космосом) и, следовательно, пронизывает его, как следует из первых двух имен в тексте Вишну Сахасранама (воспевание тысячи имен Вишну). В этой статье мы расскажем о четырех эманации Вишну (Чатур Вьюхам) и их особенностях. Сразу стоит оговорить, что Чатур Вьюхам - это термин из гаудия-вайшнавской традиции, которую в ней называют «теорией божественной эманации».
Сначала необходимо кратко рассказать о пяти видах проявлений Вишну, одной из которых в этом учении и является Чатур Вьюхам.
Эти проявления постепенно переходят от тонких к грубым, но только с точки зрения близости к земным существам. Однако высшая природа Вишну остается неизменной.
Пара Васудева
Согласно этой вайшнавской школе, высший реализованный Брахман — Пара Васудева. Считается, что эта высшая форма его бытия несравненно чиста, это вместилище всех форм, а также бесформенности, за пределами воображения.
Его сила (Шакти) — Лакшми. Союз этих двух начал абсолютен, вечен, как союз силы с могуществом.
Осуществляя свой потенциал, Пара Васудева трансформируется в Вьюха Васудеву.
Вьюха Васудева
Вьюха Васудева является составной формой, вызывающей три другие формы. Четыре формы вместе называются Чатур Вьюхам.
- Из Вьюхи Васудева происходит Санкаршана
- Из Санкаршаны исходит Прадьюмна
- Из Прадьюмны исходит Анируддха
Четыре формы вместе в Чатур Вьюхаме обладают такими же качетсвами как Пара Васудева, упомянутый выше.
Вибхава
Вишну принимает Аватару (воплощение) снова и снова, бесконечно, чтобы освободить праведников и наказать нечестивцев, как заявил сам Вишну в Бхагавад Гите.
Все его Аватары, такие как Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и т. д., происходят от последней эманации Чатур Вьюхама – Анируддхи.
Проявление Аватара Вишну называется Вибхава.
Сукшма Васудева
Высший Брахман пронизывает Космос на элементарном уровне как Вишну и существа на внутреннем уровне как Антарьямин (внутренний контролер и свидетель).
Вайшнавы верят, что Вишну присутствует в бесконечно малом пространстве в сердце каждого существа. Сукшма Васудева изображается как красивая двурукая фигура, одетая в желтые одежды.
Это четвертый вид проявлений Вишну. Оно соединено с Дживой (существом, душой) навечно и наиболее близко к нему, хотя и незаметно.
Сукшма Васудева сопровождает Дживу рождение за рождением как безмолвный свидетель его Кармы (действий) и их плодов. Он тот, кого Джива осознает как Пара Васудеву на Вайкунтхаме после освобождения.
Арча
Поскольку Джива не может воспринимать Вишну ни в одном из его проявлений Пара, Вьюха или Вибхава, Он сострадательно к людям выбирает пребывание в мурти (статуях, изображенных), освященных и установленных согласно особым ритуалам в храмах и на домашних алтарях его преданных.
Это его проявление Арча, где он становится воспринимаемым и физически доступным для Дживы.
Поэтому форму Арча преданные рассматривают не как идола, а как одно из пяти проявлений Вишну.
Иконография Чатур Вьюхама
Вьюха Васудева Мурти
Его описывают и изображают по-разному: ярким, сиюящим, как чистый кристалл, как коровье молоко, жасмин или свежий снег.
Мирный и доброжелательный, он украшен желтыми или красными одеждами. Может быть изображен как двух- или четырехрукий.
Если у него четыре руки, его нижняя правая рука находится в защищающей мудре или держит лотос. А нижняя левая рука держит булаву, опущенную вниз.
Его верхняя левая рука держит Сударшан Чакру (диск), а верхняя правая - Панчаджанья Шанкха (раковина).
Он весь покрыт богатыми украшениями.
Читайте также:
Вьюха Санкаршана Мурти
Оттенок его кожи красный, как рубин или утреннее солнце на заре. Он изображен очень сильным и энергичным.
Он носит желтую или синюю одежду и серьгу в одном ухе.
В нижних руках он держит Мусалу (пестик) и Хала (плуг), а в верхних — Шаранга Дхануш (лук) и Панчаджанья Шанкху.
Вьюха Прадьюмна Мурти
Прадьюмна имеет оттенок кожи цвета нежной травы Дурва, зеленовато-голубой и сверкающей, как сияние голубого драгоценного камня. В своем величии он выглядит слегка опьяненным.
Он носит желтые или красные одежды и украшен богатыми изящными украшениями.
В нижних руках он держит Каумодаки Гада (булаву) и Падму (лотос) В верхних руках - Сударшан-чакра и раковина.
Когда он двое вооружен, он изображается в белой одежде, держащим Шарангу Дхануш и стрелу.
Вьюха Анируддха Мурти
Темно-синий, как дождевая туча, он воплощает красоту Прадьюмны, от которого он исходит.
Он носит Питамбару (желтые шелковые одежды). Иногда его описывают как розоватого, словно свежий лотос, одетого в красные одежды.
Он украшен богатыми украшениями и Ванамалу (длинной гирляндой из полевых цветов).
В нижних руках он держит Кхадгу (кинжал) и Кхетаку (щит). В верхних руках он несет Шарангу Дхануш и стрелу.
Он также изображается в лежачем положении, покоящимся на Ади Шеше (змее, служащей ложем Вишну) со своими супругами (в этой традиции рассматриваются две супруги Вишну - Шри-Деви и Бху-Деви: два проявления одной богини Лакшми).