Найти тему
ИндияСвами

Тот, кто пронизывает космос: четыре эманации Вишну

Оглавление
Чатур Вьюхам. Изображение: cottage9.com
Чатур Вьюхам. Изображение: cottage9.com

Вишну — это Тот, кто становится Вишвамом (ощутимым и неощутимым Космосом) и, следовательно, пронизывает его, как следует из первых двух имен в тексте Вишну Сахасранама (воспевание тысячи имен Вишну). В этой статье мы расскажем о четырех эманации Вишну (Чатур Вьюхам) и их особенностях. Сразу стоит оговорить, что Чатур Вьюхам - это термин из гаудия-вайшнавской традиции, которую в ней называют «теорией божественной эманации».

Сначала необходимо кратко рассказать о пяти видах проявлений Вишну, одной из которых в этом учении и является Чатур Вьюхам.

Эти проявления постепенно переходят от тонких к грубым, но только с точки зрения близости к земным существам. Однако высшая природа Вишну остается неизменной.

Пара Васудева

Согласно этой вайшнавской школе, высший реализованный Брахман — Пара Васудева. Считается, что эта высшая форма его бытия несравненно чиста, это вместилище всех форм, а также бесформенности, за пределами воображения.

Его сила (Шакти) — Лакшми. Союз этих двух начал абсолютен, вечен, как союз силы с могуществом.

Осуществляя свой потенциал, Пара Васудева трансформируется в Вьюха Васудеву.

Вьюха Васудева

Вьюха Васудева является составной формой, вызывающей три другие формы. Четыре формы вместе называются Чатур Вьюхам.

  • Из Вьюхи Васудева происходит Санкаршана
  • Из Санкаршаны исходит Прадьюмна
  • Из Прадьюмны исходит Анируддха

Четыре формы вместе в Чатур Вьюхаме обладают такими же качетсвами как Пара Васудева, упомянутый выше.

Вибхава

Вишну принимает Аватару (воплощение) снова и снова, бесконечно, чтобы освободить праведников и наказать нечестивцев, как заявил сам Вишну в Бхагавад Гите.

Все его Аватары, такие как Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и т. д., происходят от последней эманации Чатур Вьюхама – Анируддхи.

Проявление Аватара Вишну называется Вибхава.

Сукшма Васудева

Высший Брахман пронизывает Космос на элементарном уровне как Вишну и существа на внутреннем уровне как Антарьямин (внутренний контролер и свидетель).

Вайшнавы верят, что Вишну присутствует в бесконечно малом пространстве в сердце каждого существа. Сукшма Васудева изображается как красивая двурукая фигура, одетая в желтые одежды.

Это четвертый вид проявлений Вишну. Оно соединено с Дживой (существом, душой) навечно и наиболее близко к нему, хотя и незаметно.

Сукшма Васудева сопровождает Дживу рождение за рождением как безмолвный свидетель его Кармы (действий) и их плодов. Он тот, кого Джива осознает как Пара Васудеву на Вайкунтхаме после освобождения.

Арча

Поскольку Джива не может воспринимать Вишну ни в одном из его проявлений Пара, Вьюха или Вибхава, Он сострадательно к людям выбирает пребывание в мурти (статуях, изображенных), освященных и установленных согласно особым ритуалам в храмах и на домашних алтарях его преданных.

Это его проявление Арча, где он становится воспринимаемым и физически доступным для Дживы.

Поэтому форму Арча преданные рассматривают не как идола, а как одно из пяти проявлений Вишну.

Иконография Чатур Вьюхама

Вьюха Васудева Мурти

Вьюха Васудева Мурти. Изображение: in.pinterest.com
Вьюха Васудева Мурти. Изображение: in.pinterest.com

Его описывают и изображают по-разному: ярким, сиюящим, как чистый кристалл, как коровье молоко, жасмин или свежий снег.

Мирный и доброжелательный, он украшен желтыми или красными одеждами. Может быть изображен как двух- или четырехрукий.

Если у него четыре руки, его нижняя правая рука находится в защищающей мудре или держит лотос. А нижняя левая рука держит булаву, опущенную вниз.

Его верхняя левая рука держит Сударшан Чакру (диск), а верхняя правая - Панчаджанья Шанкха (раковина).

Он весь покрыт богатыми украшениями.

Читайте также:

Вьюха Санкаршана Мурти

Изображение: in.pinterest.com
Изображение: in.pinterest.com

Оттенок его кожи красный, как рубин или утреннее солнце на заре. Он изображен очень сильным и энергичным.

Он носит желтую или синюю одежду и серьгу в одном ухе.

В нижних руках он держит Мусалу (пестик) и Хала (плуг), а в верхних — Шаранга Дхануш (лук) и Панчаджанья Шанкху.

Вьюха Прадьюмна Мурти

Изображение: in.pinterest.com
Изображение: in.pinterest.com

Прадьюмна имеет оттенок кожи цвета нежной травы Дурва, зеленовато-голубой и сверкающей, как сияние голубого драгоценного камня. В своем величии он выглядит слегка опьяненным.

Он носит желтые или красные одежды и украшен богатыми изящными украшениями.

В нижних руках он держит Каумодаки Гада (булаву) и Падму (лотос) В верхних руках - Сударшан-чакра и раковина.

Когда он двое вооружен, он изображается в белой одежде, держащим Шарангу Дхануш и стрелу.

Вьюха Анируддха Мурти

Изображение: .primepost.in
Изображение: .primepost.in

Темно-синий, как дождевая туча, он воплощает красоту Прадьюмны, от которого он исходит.

Он носит Питамбару (желтые шелковые одежды). Иногда его описывают как розоватого, словно свежий лотос, одетого в красные одежды.

Он украшен богатыми украшениями и Ванамалу (длинной гирляндой из полевых цветов).

В нижних руках он держит Кхадгу (кинжал) и Кхетаку (щит). В верхних руках он несет Шарангу Дхануш и стрелу.

Он также изображается в лежачем положении, покоящимся на Ади Шеше (змее, служащей ложем Вишну) со своими супругами (в этой традиции рассматриваются две супруги Вишну - Шри-Деви и Бху-Деви: два проявления одной богини Лакшми).

Читайте также: