Ребусы и математика.
В них много общего, но есть принципиальные различия.
Картинка перед вами - это ребус. К математике он имеет отношения не больше, чем к биологии.
Однако такого рода ребусы многие считают "математическими". В этом есть доля истины, действительно, это всего лишь очевидная иллюстрация системы уравнений. Но есть тут то, чего не должно быть в математике.
Чтобы его решить, решение надо знать заранее. Если вы не знаете заранее решение, то никогда не получите правильный ответ. Довольно легко тут получить ответ 16. Ну, ещё 15. Но вообще-то надо 14.
Здесь нужно знать заранее, на что обращать внимание.
Взрослому человеку не трудно догадаться (в силу жизненного опыта). Например, в третьей строчке два кокоса, а в четвёртой - один, и это нужно различать (иначе вы получите 16, а не 15).
"Увидев", что кокосы по количеству, можно заметить, что и бананов в последней строчке тоже всего 3, а не 4 (и ответ должен быть не 15, а 14).
Но, понимаете, это вещи из серии "заметим, что" или "как известно".
Ну, то есть, решение нужно знать заранее, и "логически" до этого дойти практически невозможно.
Если вы попробуете проанализировать загадки, которые ещё детьми загадывали друг другу, которые Бильбо и Горлум загадывали в темноте, вы заметите, что логикой они не берутся. Если в одной загадке применяется какая-то логика, то в другой эта же логика не приведёт к ответу вовсе, или приведёт к неправильному ответу. Ответы на загадки можно только знать заранее. Или угадать (как Бильбо угадал "время").
Второе, ещё более важное отличие ребусов от математики - это отсутствие критерия правильности ответа. Вот есть ребус с примером 6/2(1+2). Одни с пеной у рта доказывают, что математически верный ответ 9. Другие, опять же ссылаясь на математику, уверены, что ответ 1.
Ни тот, ни другой, с точки зрения математики, истинным не является.
У нас нет критерия истинности. Это не математика. Это так - разминка для ума. Не более. В математике всегда можно проверить, что полученный результат - верный. А тут как проверить? Никак.
Из этого пункта вытекает очень интересный факт. Математическую задачу можно решить, не зная заранее хода решения или ответа. Мы просто перебираем разные варианты решения, и проверяем ответ по критерию истинности. В лабиринтах критерий истинности - выход из лабиринта, а варианты решения - повороты на развилках.
Квинтэссенцией ребусов я бы назвал загадку
Летели два крокодила: один зеленый, другой на север. Сколько ежику лет?
Напишите в комментариях правильное решение этой математической задачи.
Ах, она не математическая? Но почему же? Спрашивается "сколько". Как в математике.
А если это не математика, то почему то, что на картинке ниже - математика?: