1. Заемщикам будет легче погасить задолженности по кредитам
С июля поменяется порядок погашения задолженности. Когда заемщик начнет платить по кредиту, то сначала средства пойдут на погашение пропущенных взносов, потом — на плановый платеж. И только после этого — на штрафы и пени.
Ранее банки и микрофинансовые организации брали деньги в другой последовательности. Сначала они отправляли их на закрытие просроченного долга, затем — на неустойку. Иногда после этого средств на следующий платеж по графику не хватало, так что у заемщика опять появлялись штрафы и пени.
Новый порядок списания будет действовать на договоры, заключенные с 1 июля текущего года.
2. Финансовые организации обяжут отвечать на жалобы клиентов за 15 рабочих дней
С нового месяца при возникновении проблем с банком, МФО, страховой, брокерской или другой финансовой организацией сначала потребуется написать жалобу в эту компанию. Ответить обязаны в течение 15 рабочих дней.
Если в заявлении не будет хватать каких-либо сведений, необходимых для решения вопроса, организация сможет запросить их. Максимальный срок на ответ при этом вырастет до 25 рабочих дней.
Письменную претензию разрешено подавать в офисе компании, посылать по обычной или электронной почте. Некоторые организации применяют дополнительные способы связи с клиентами, допустим, чаты в мобильных приложениях. Можно узнать у компании, какие способы для них актуальны.
Если ответ не приходит в срок или он не удовлетворил вас, направьте претензию в Банк России, чтобы он провел проверку. Если выяснится, что компания не соблюдает условия договора или нарушает ваши права каким-то образом, ее обяжут исправить данный недочет.
Если клиент не желает писать в организацию напрямую и сразу отправит жалобу в Банк России, на решение проблемы уйдет больше времени. Сперва регулятор сам перенаправит претензию в организацию в течение семи рабочих дней. Затем у организации есть возможность ответить на протяжении 15 рабочих дней. Если в срок компания не уложится, Банк России рассмотрит обращение самостоятельно — еще в течение 15, а в особых случаях — 25 рабочих дней.
3. Людям, имеющим кредит, будет сложнее получить еще один в банках и МФО
С июля кредиторы будут более серьезно подходить к оценке долговой нагрузки заемщиков, чтобы понизить вероятность невозврата денег для банков и МФО, а люди не оказывались в сложной финансовой ситуации.
Перед обращением за новым кредитом заемщику нужно самостоятельно вычислить свой показатель долговой нагрузки (ПДН). Если он более 50 процентов, то вероятность получения кредита или заема маленькая. Даже при малейших финансовых трудностях будет риск, что он не сможет погасить платежи.
4. Банки обяжут блокировать переводы на подозрительные счета
С 25 июля все банки в РФ станут проверять реквизиты получателей каждого денежного перевода на предмет нахождения в базе мошеннических счетов. В нее попадают все счета и карты, которые когда-либо были использованы в преступных схемах. Ранее лишь некоторые банки проводили подобные проверки.
Человек, который хочет отправить средства на подозрительный счет, банк будет предупреждать об этом и заблокирует перевод на двое суток. За данный промежуток времени у пользователя будет возможность отменить операцию. Если человек это не сделает, деньги отправят по назначению и банк не станет компенсировать потери.
В случае, когда банк не организует проверку и сразу переведет деньги на мошеннический счет, он будет возвращать обманутому человеку потерянные средства.