Найти тему
Детский мир

Учим ребёнка писать

Оглавление

Письмо — это сложный комплексный процесс: он требует чёткой координации рук и пальчиков, хорошей зрительной памяти и усидчивости. Умение писать от руки тренирует память, развивает речь и воображение. В этой статье мы разбираемся, как понять, что ребёнок готов учиться писать, и как помочь ему освоить это мастерство.

С чего начать

Перед тем как перейти к буквам, помогите ребёнку освоить несколько важных навыков.

  • Развивайте мелкую моторику. Чтобы маленькая ручка была готова к письму, её надо тренировать. Лепите из пластилина, делайте пальчиковую гимнастику, собирайте поделки и конструктор, нанизывайте бусы и играйте с крупами. Полезным упражнением станет раскрашивание рисунков не выходя за контур.
  • Подберите стол и стул. Организуйте удобное место, которое соответствует росту ребёнка. Следите за его осанкой во время занятий: ноги стоят на полу и согнуты под прямым углом, спина ровная, а плечи находятся на одном уровне. Рекомендуемое расстояние от глаз до стола составляет 25–40 см. Также позаботьтесь о хорошем освещении.
  • Научите держать карандаш. Если ребёнок держит его неправильно, рука будет напрягаться и уставать быстрее. Покажите, как держите карандаш вы, и направьте ребёнка. Проследите, чтобы пишущая рука лежала на столе ровно, расслабленно, локоть немного выступал за край, а вторая рука придерживала тетрадь. Для начала используйте трехгранный карандаш, ребёнку будет удобно его держать.
  • Познакомьте с алфавитом. Начните с гласных букв, после их освоения переходите к согласным. Ребёнок может не понимать, почему буквы называются и звучат по-разному (например, буква «эм», а звучит «м»), поэтому учите звуки, а не буквы. Используйте готовые материалы: магнитный алфавит, обучающие карточки и буквари — с ними процесс будет нескучным и увлекательным.

Что дальше?

  • Начните с изучения элементов. Нарисуйте часть буквы и попросите ребёнка повторить. Хвалите маленького ученика, а в случае ошибки мягко укажите на неё и исправьте вместе. Пока осваиваете элементы букв, используйте альбом, чтобы ребёнок не отвлекался на разлиновку.
  • Рисуйте буквы пальчиками. Внедряйте обучение в игровой форме в повседневную жизнь: можно рисовать буквы на песке и снеге, на запотевшем стекле, мелками в ванной и на асфальте. Можно вырезать буквы из цветной бумаги и лепить фигурки из теста-пластилина.
  • Постепенно переходите к прописям. Выберите пособия, которые подходят по возрасту ребёнку. Не начинайте сразу со сложных упражнений и с написания букв. Если у ребёнка не будет получаться, это может отбить интерес к письму. Отличным выбором на первое время станут прописи с узорами и штриховкой. Когда ребёнок будет уверенно справляться с заданиями, предложите ему прописи с печатными буквами.

Ребёнок готов учиться писать, если он:

  • правильно держит ручку и сидит за столом;
  • умеет копировать узоры, фигуры, печатные буквы или их элементы, делает штриховку;
  • легко определяет направление (вправо-влево, вверх-вниз, вперёд-назад);
  • может концентрироваться на одном занятии;
  • имеет широкий словарный запас;
  • может анализировать слово по буквам.

Как сделать обучение легче для родителей и ребёнка

  • Правило 15 минут. В дошкольном возрасте дети подвижны и неусидчивы, быстро утомляются и теряют интерес. Чтобы ребёнок сохранял концентрацию и внимание, занимайтесь не более 15 минут в день. Купите забавные песочные часы, и ребёнок сам сможет следить за временем.
  • Не торопите и не заставляйте. Не стоит начинать учить сразу буквы, пока ребёнок не освоил штриховку. А если он не хочет заниматься, не настаивайте — вернитесь к развитию мелкой моторики и памяти. Уделите внимание развитию пространственного мышления, в этом вам помогут специальные пособия.
  • Поощряйте рисование. Через образ на бумаге ребёнок пытается передать свои идеи и слова. Чтобы развить интерес, предлагайте юному художнику яркие карандаши, краски и кисточки, мелки и фломастеры. Учите его раскрашивать фигуры, ставить на бумаге точки, рисовать линии и круги.
  • Обучайте ребёнка в игровой форме. Дети изучают и познают мир через игру, так они быстрее запоминают информацию и могут дольше концентрироваться на задании.
  • Используйте простой карандаш. Дети склонны сильно расстраиваться из-за допущенных ошибок и могут потерять интерес к занятию. Карандаш легко стереть ластиком: это покажет ребёнку, что ошибаться — не страшно.
  • Хвалите ребёнка за успехи и усидчивость. Отмечайте даже небольшой результат, вроде: «Какую ровную чёрточку ты написал!» Не забывайте про невербальное общение — улыбки и объятия. Ребёнку важно чувствовать, что вы искренне рады, как у него здорово получилось.
  • Учите только печатные буквы. Вы можете соединять элементы одним образом, а в школе будут другие требования к рукописным буквам, и, возможно, будущему первокласснику придётся переучиваться.

Помните, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. Постарайтесь сделать процесс обучения творческим, двигайтесь медленно и постепенно. Заинтересуйте ребёнка и покажите ему, что уметь писать — не только полезно, но и увлекательно.