В феврале этого года ВС официально установил порядок банкротства иностранных юрлиц в России (Определение № 305-ЭС23-15177 по делу № А40-248405/2022).
Позиция ВС во многом продиктована длящейся санкционной политикой в отношении России, что обусловило объективную сложность участия российских кредиторов в судах за границей.
ВС подчеркнул, что АПК позволяет судам рассматривать дела, осложненные иностранным элементом, при наличии тесной связи правоотношения с Россией. Поэтому арбитражным судам при проверке обоснованности заявления надлежит устанавливать признаки наличия либо отсутствия у должника тесной связи с Россией. На это могут указывать такие обстоятельства:
- должник вел постоянную деятельность в России;
- бизнес был ориентирован на российский рынок;
- в России находится центр основных интересов контролирующих компанию лиц;
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится в России;
- у контролирующего должника лица есть российское гражданство, разрешение на временное проживание, ВНЖ либо корпоративные отношения с российскими юрлицами;
- российский суд привлек к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц;
- в России есть имущественные активы организации, в том числе право аренды на земельные участки;
- значительная часть кредиторов из России и есть те, чья деятельность с ней тесно связана;
- многие сделки исполнялись в России;
- основные доказательства по делу находятся в России.
Перечень этих обстоятельств открыт: арбитражные суды могут формировать практику, отталкиваясь от дополнительных условий, свидетельствующих о взаимосвязи должника с Россией, и в индивидуальном порядке определять степень их значимости для введения процедуры банкротства.
В отношении иностранного юрлица допускается введение основного либо вторичного (локального) производства по делу о банкротстве.
Определение вида производства зависит от центра основных интересов должника:
- где находится основное имущество;
- где находятся большинство кредиторов;
- где находятся производственные ресурсы;
- где ведется предпринимательская деятельность;
- где получают основные доходы;
- место реорганизации;
- характер основных обязательств (место их возникновения и исполнения);
- где находятся контролирующие лица и центр их основных интересов.
Основное производство вводится, если арбитражным судом будет установлено, что центр основных интересов должника находится в России. Такое производство будет охватывать все активы должника вне зависимости от страны их местонахождения. Арбитражный управляющий будет считаться руководителем иностранного юрлица и за пределами РФ.
Если центр основных интересов должника находится за пределами России, арбитражный суд вводит вторичное (локальное) производство в отношении обособленной имущественной массы должника, находящейся в России. Цель вторичного производства — защита интересов российских кредиторов, ограниченных в доступе к правосудию в иностранной юрисдикции. При этом арбитражный управляющий имеет те же полномочия, что и в рамках основного производства, но только в отношении обособленной имущественной массы должника.
Юристы практики банкротства K&P.Group не исключают, что судебная практика, основанная на определении ВС, будет противоречивой. Все потому, что позиция ВС носит обобщенный характер: пробелы будут возникать и разрешаться по мере развития судебной практики.
Тем не менее, значимость комментируемого определения состоит в том, что ВС предпринял существенный и важный шаг для защиты российских активов в условиях санкций.
Эффективность подхода к определению критериев банкротства иностранного юрлица заключается и в том, что арбитражные суды вправе руководствоваться конкретными обстоятельствами дела, формировать судебную практику, исходя из проверки хозяйственной деятельности иностранных юрлиц в России, что в дальнейшем будет способствовать пресечению недобросовестных, так называемых «серых» предпринимательских схем, применяемых иностранными юрлицами.