Найти тему

Выпускники НовГУ рассказали, как развеять мифы о чтении и на каком языке говорят геймеры

10 магистров кафедры журналистики по профилю «Современная медиасфера» защитили выпускные дипломные работы. Защита прошла на площадке Гуманитарного института НовГУ.

Ксения Матеуш посвятила свою работу проблеме книжного чтения в медиацентричном обществе. По данным статистики, как отметила магистрантка, самая читающая часть российского населения – молодёжь от 16 до 24 лет. А вот у детей среднего школьного возраста есть «проблемы с чтением». Это связано с системой преподавания литературы в школе, с отсутствием культуры семейного чтения, а также с резкими изменениями в обществе за последние десятилетия. С распространением Интернета упростился поиск информации, появился доступ к быстрым положительным эмоциям, и интерес к чтению упал. Чтобы улучшить ситуацию, нужно предпринять целый комплекс мер – в частности, уделить внимание популяризации книг среди молодежи в средствах массовой информации.

— В моём исследовании выделено несколько общих стратегий, которые используются при продвижении литературы и чтения, — рассказала Ксения Матеуш. — Прежде всего, продвижение подразумевает привлечение новой, изначально незаинтересованной аудитории, поэтому важно использовать максимально доступный язык. Также многие медиа, пишущие о литературе, активно используют комические приёмы: иронию, сарказм, гиперболу и другие. Это тоже хороший вариант, особенно если вы работаете с молодой аудиторией. В связи с этим необходимо создание или развитие медиа, которое сможет стать действенным инструментом для популяризации чтения художественной и нехудожественной литературы. Также ему придется взять на себя роль «развеивателя» мифа, о котором написал один из респондентов нашего опроса, — «что читать надо классику и разные «умные» книжки». Подобный подход не приводит к появлению интереса и даже может стать причиной, по которой ребёнок не захочет читать и во время учёбы и тогда, когда она закончится.

Екатерина Кукшинова исследовала жанровый репертуар медиатекстов на киберспортивную тематику. Предметом для изучения стали публикации в трёх изданиях. Это «DTF» — разноформатное медиа об индустрии развлечений, предоставляющее пользователю возможность завести собственный блог, «Игромания» – классическое СМИ об играх, и спортивное издание «Чемпионат».

— Киберспортивные медиатексты неоднозначны и подвижны, им свойственны экспрессивность и погружение зрителя в цифровую среду, — отметила Екатерина Кукшинова. — Их основная миссия – привлечь читателя или зрителя и удержать его внимание, используя любые доступные методы. Поэтому, например, значительная часть текстов насыщена с точки зрения визуального ряда. Также их характерная особенность – наполнение сленговой лексикой, что продиктовано стремлением общаться на одном языке с аудиторией. Лексика киберспортсменов активно пополняется новыми словами и выражениями, к тому же многие игроки используют терминологию не только в игре, но и в повседневной жизни. Например, в момент неудачи допустимо сказать «Good Game» — это выражение используется как в качестве поздравления команды с успешным окончанием игры, так и с ироничным подтекстом в случае проигрыша. Слово «скрафтил» встречается в реальной жизни, когда, например, человек занимается созданием какой-либо вещи своими руками: «скрафтил свечу». Преимущественно игровая терминология используется молодыми людьми, поскольку они вырастают погружёнными в среду, где широко распространено употребление такого сленга.

Также магистранты защитили работы на темы: «Университетское ТВ: региональная специфика», «Становление постсоветской региональной печати», «Новгородский «Электрон»: медиапродвижение спортивного бренда» и другие.