Найти в Дзене
Закулиса Премудрая

Идейно-художественный замысел (конспект)

Для написания сценария театрализованного представления, для его воплощения в жизнь важна мысль, важна та самая отправная точка, которая сподвигнет сценариста на рассмотрение той или иной проблемы. Одно из первых требований к сценарию - актуальность этой проблемы.

Определившись с проблематикой наступает время работы над сценарием.

Сценарий - литературная основа массового праздника (представления) - отражение в художественных формах массового театра проблем общественной жизни, а также задач воспитания и просвещения зрителей и участников праздника (представления) в духе любви к Родине, гуманизма и демократии.

Основные этапы работы над сценарием:

- созревание замысла (работа над замыслом).

- сбор материала.

- написание сценария.

- переписывание сценария.

- постановка.

Ни один нельзя пропустить, а если говорить о сложности, то у всех по-разному. Для кого-то первый, кому-то замыслы даются легко, а сложен отбор материала, а другому может быть сложно отобранный материал воплотить в единое целое, в готовый сценарий.

Для рождения замысла необходим эмоциональный толчок, «сильное впечатление», как говорил  Достоевский. Таким эмоциональным толчком для различных авторов могут послужить совершенно разные события: услышанная песня или ее строчка, ее жанр, или размышления над тем в каком жанре предстоит работать, чей-то интересный рассказ, любопытный факт, фотография, стихотворение и многое другое.

Работа над замыслом – один из главных, этапов работы над сценарием.

Источник любого творчества – жизнь (переживание, наблюдение).

Замысел сценариста – общее видение будущего представления или праздника. Видение, понимание идей – зависит от мировоззрения сценариста, образования, национальности, религиозных, философских и прочих ценностей и взглядов. Так как от его позиции будет зависеть выбор темы. Мы не можем быть равнодушными к тому о чем собираемся писать.

Замысел – это модель будущего сценария, суть, концепция. Это работа сознания и подсознания, но для того чтоб подсознание заработало, надо сознательно думать, нацелиться на тему.

Цепочка рождения замысла:

1.    В основе автор – человек с его мировоззрением, опытом, национальностью, традициями. 2. Далее нужен эмоциональный толчок, зарождение эмоционального зерна. 3. Определение темы и идеи. 4. Подбор материала, просмотр. 5. Создание композиционного плана.

Замысел – это ощущение целого, возникшее из обдумывания частностей. Именно замысел определяет содержание (тему, идею), форму, композицию, темпо-ритм, сценическую атмосферу, оформление пространства и т.д.

Рожденный идейный замысел находит свое воплощение в художественно-образном решении всего представления, который отражает основную мысль, которую автор хочет передать, донести до зрителя.

Первоначально режиссер определяет тему (основной круг вопросов явлений, определяет проблему, которая требует разрешения), идею (авторскую мысль), сверхзадачу (то, что «над», конечная цель режиссера; то, к чему режиссер призывает зрителя своей идеей; то, с какими мыслям и с каким конкретным выбором ушел зритель с театрализованного представления или праздника).

После того, как у сценариста возникает идея, следует этап вынашивания, вызревания замысла.

Основные компоненты замысла сценария театрализованного представления.

1.             Тема (от греч.) – «то, что положено в основу».

Тема – это предмет художественного исследования сценариста. Тема – всегда проблемна и является понятием объективным. Формулировка темы отвечает на вопрос: о чем пойдет речь в сценарии театрализованного представления?

Выбор события, явления, личности, о котором сценарист собирается писать, или выбор конкретного праздника определяет тему.

При работе над сценарием театрализованного представления – часто тема уже определена, например, социальным заказом. Сценарист ее конкретизирует (определяет круг событий) и источник черпает в самом событии.

2.             Идея.

Жизненные факты взаимодействуют друг с другом, образуя явления более сложные, требующие в свою очередь определенного к себе отношения, а, следовательно, и определенного обобщения. Это обобщение составляет центральную проблему произведения в целом, объединяющую вокруг себя все частные проблемы.

Тема и идея театрализованного представления взаимосвязаны, взаимообусловлены, но стоит отметить, что тема всегда объективна, а идея субъективна.

Идея - это то, ради чего написано произведение. Это та активная мысль, которую автор с помощью своего произведения хочет внушить людям, в надежде способствовать тем самым тому или иному улучшению жизни общества, поведения людей.

Идея являет собой личностное отношение сценариста к данной теме. Идея – синтез мыслей и чувств сценариста, которые рождает в нем тема. Идея отвечает на вопрос: Что я этим хочу сказать, избирая данную тему?

Говоря об идее, можно также сказать о сверхзадаче сценариста.

Сверхзадача - это не сама идея. Это то, ради чего художник хочет внедрить, свою идею в сознание людей, то к чему художник стремится, в конце концов. Это идейная активность художника, то, что делает его страстным в борьбе за утверждение идеала и истины, дорогих для него.

Опять же приведу пример из своей работы. Я стремилась донести, что каким бы ни был прогресс и возможности человека, это ни что по сравнению с силой и мощью природы. И главное, что она как созидает, создает, но она же с легкостью может стереть, уничтожить все то, что она создала и человека, в том числе и он, этот самый человек, не сможет ее остановить.

3.             Материал

Материал – конкретные жизненные явления, относящиеся к данной теме и включаемые автором в произведение в виде образного обобщения, типизации, либо в их подлинном виде (исторический документ, выступление в ходе массового представления реальных героев и т.п.).

Целенаправленный сбор и поиски материала являются первым этапом работы, а окончательное формулирование темы представления происходит, как правило, значительно позже.

Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Материал должен быть правдивым, проверенным и нести нужный эмоциональный заряд.

4.    Основы композиционного построения.

Даже на первоначальном этапе следует хотя бы в общих чертах себе представлять, как сценарий будет построен. Каким будет сценарный ход – это композиционный принцип, который помогает объединить эпизоды в одно целое. Своего рода нить, протянутая через весь сценарий, позволяющая добиться его целостности.

Он должен быть органичен, подходить сценарию, его нельзя терять. Через сценарный ход реализуется образное решение: в сценографии, в мизансценах, через синтез различных выразительных средств. Работа над образом.

Сценарный ход нельзя терять, его необходимо провести через все эпизоды, через весь сценарий.

Эпизод – это законченная драматургическая микроструктура – часть целого сценария. Основной структурный элемент сценария праздника, представления имеющий свою тему, идею и композицию.

С одной стороны эпизод – законченная структура, с другой стороны – это часть сценария. Именно в этом заключается двойственная суть эпизода.

 

5.     

Кроме того, следует заметить, что условия государственного заказа (финансирование, требования заказчика, площадка, предлагаемые обстоятельства) также могут влиять на сценарно-режиссерский замысел.