Медиация — это форма урегулирования конфликта c помощью посредника – медиатора. Специалист помогает сторонам выстроить конструктивный диалог и решить спор. Где можно получить такую помощь и как проходит процедура? Об этом мы поговорили с кандидатом социологических наук, доцентом кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ Ариной Мигуновой. Наш материал из серии «Семейные истории».
Арина Владимировна, как давно в России появилась семейная медиация? Насколько сейчас распространен такой способ решения конфликтов в семье?
Способы разрешения конфликтов, когда прибегают к помощи третьей стороны, мы можем встретить в разных культурах и цивилизациях. Но если говорить о сложившемся методе медиации, в том числе семейной медиации, то мы должны вспомнить, что в 70-е, 80-е годы XX века этот метод существовал в Западной Европе, например, – в Великобритании. Если говорить о том, когда в нашей стране появились правовые условия для применения этого метода, то, наверное, стоит назвать Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который был принят в 2010 году и вступил в силу 1 января 2011 года. Если смотреть разные страны, то в XXI веке во многих странах были приняты законы о медиации. Например, в Белоруссии, Китае, Казахстане.
В каких ситуациях семьи обращаются за помощью к медиаторам?
Чаще всего это споры, возникающие между имеющими несовершеннолетних детей супругами, которые решили расторгнуть брак. Они решают вопрос о том, с кем будут проживать дети, каково будет участие другой стороны в их воспитании, как будут делить имущество, какие будут алиментные обязательства. Кстати, существует и трансграничная семейная медиация или международная семейная медиация, когда супруги – граждане разных стран или разъезжаются в разные страны после развода. Но семейная медиация касается и других семейных отношений. Например, споры могут возникать между разными родственниками: между двумя взрослыми детьми относительно ухода за своим больным родителем или между братом и сестрой по поводу наследства.
Насколько у нас в стране отлажен механизм оказания подобной помощи?
Институт медиации в России развит еще довольно слабо. Кроме того, есть особенности в развитии разных отраслей медиации. Медиация бывает в бизнесе, в трудовых спорах, в жилищных, существует школьная медиация, семейная. Сегодня больше всего развита, пожалуй, школьная медиация. На уровне школ созданы службы медиации и примирения.
Другие виды медиации менее распространены. Помимо этого, важно говорить о разных ограничениях, например, о географической, финансовой, информационной доступности медиативных услуг. Так, географическая доступность означает, насколько близко расположен центр, будь то государственный, коммерческий или некоммерческий, в который я могу обратиться за медиацией. Финансовая доступность предполагает возможность получить услугу бесплатно или заплатить необходимые деньги за оказываемую услугу.А информационная - найти подробные и понятные сведения о том, где можно получить услуги медиатора. С этим есть проблемы. Поэтому нужно учитывать региональные особенности. В пример можно привести Москву, где в семейных центрах, созданных региональным властями, есть службы медиации. На портале «Мой семейный центр» эта информация доступна любому москвичу. И если он попадает под категорию клиента этих учреждений социального обслуживания, то эта услуга ему предоставляется бесплатно. Кроме того, у них есть Центр медиации и социально-правовой помощи. Также работает Городской психолого-педагогический центр, в структуре которого действует городская служба примирения. Во всех других регионах найти такие государственные службы человеку будет гораздо сложнее.
А в Нижнем Новгороде как с этим обстоит дело?
Единого реестра медиаторов пока нет, поэтому нужно приложить усилия, чтобы найти подобную помощь. Например, если мы зайдем на сайт федерального учреждения «Центр защиты прав и интересов детей», там есть реестр организаций, которые готовы предоставить услуги медиации при разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних. По Нижегородской области, к примеру, мы найдем четыре таких некоммерческих организации: Семейный центр «Лада», Социальный центр юридической и психологической помощи «Нижегородка», Нижегородский женский кризисный центр и Центр наставничества для подростков «Хулиганодом».
Какие методики медиаторы используют во время работы с семьями?
Процедура медиации стандартна. У нее есть принципы, фазы и конкретные инструменты. Например, один из принципов - добровольность. Человек добровольно входит в процедуру, его нельзя заставить. Также в любой момент он может выйти из процедуры медиации. Обязательна нейтральность медиатора, он не может представлять ни одну из сторон. Стороны равноправны, их задача сотрудничать, быть ответственными за ситуацию, участвовать в решении проблемы.
Процедура же медиации начинается с того, что медиатор объясняет, как будет проходить совместная работа: принципы, фазы, роли каждого. Затем предоставляется возможность высказаться сторонам. Каждый обрисовывает ситуацию, как он ее видит. Медиатор задает вопросы, используя технику активного слушания, проясняет ситуацию и выявляет, что особенно важно для каждого участника и нуждается в урегулировании. Например, два родителя. Для мамы важно прояснить: когда ребенок находится у отца, чем его будут кормить? А бывшему супругу нужно выяснить, где он будет проживать после расставания. То есть они формируют так называемую повестку, отражающую их интересы и потребности. Дальше подробно разбирают ее. А потом мы переходим к поиску вариантов решения. И вот здесь очень важно уйти от того, что кто-то знает, как надо, и никак иначе. Важно разработать разные варианты. Когда у нас есть «веер возможностей», можно выбирать, рассматривая каждое решение с точки зрения его реальности. Далее, когда вариант разработали и оценили, можно переходить к медиативному соглашению. Лучше, чтобы оно было в письменном виде. Копии соглашения у каждого остаются на руках. Основные инструменты во время медиации – это техника активного слушания, мозговой штурм, прием «Я – высказывание».
Я считаю, что главная ценность медиации в том, что вас выслушивают, создавая безопасное пространство, выстраивая коммуникацию, при этом у вас есть возможность самому предложить варианты решения.