Про которые европейцы "трындели" весь прошлый год.
Как пишут, глобальные резервы центральных банков в евро сократились в 2023 году на 100 млрд. евро.
Такое падение произошло на фоне опасений по поводу "изъятия" замороженных российских активов на территории Европы.
Таким образом, падение евро за один год в резервах мировых центральных банков составило 5%. Это сократило долю единой валюты в мировых валютных резервах до трехлетнего минимума в 20%. По данным ЕЦБ, недавние шаги швейцарских и японских учреждений по поддержке своих валют привели к тому, что они продали часть своих активов в евро.
По данным ЕЦБ, Россия хранит около 40% своих официальных валютных активов в евро, таким образом на Москву приходится 8% от общих мировых резервов, хранящихся в единой валюте Европы.
Около 300 миллиардов долларов валютных резервов России были заморожены в 2022 году, и лидеры G7 обсуждают планы по мобилизации [изъятию] этих активов — большая часть которых находится в евро.
ЕЦБ подчеркнул риск того, что напряженность в отношениях с Россией может повлиять на евро:
«Связанные с санкциями меры могут в будущем [как оказалось, что уже и в прошлом и в настоящем - прим. Об этом не говорят] иметь отношение к доле евро в мировых валютных резервах».
Представители национальных парламентов по иностранным делам и европейских комитетов, в том числе в Германии, США и Великобритании, призвали мировых лидеров конфисковать все замороженные активы России.
Но в настоящее время обсуждаемые планы сосредоточены на использовании прибылей от замороженных активов, а не на их полной конфискации.
ЕЦБ постоянно предупреждал, что полная конфискация может нанести ущерб международной роли евро. Ранее в этом году глава центрального банка Италии Фабио Панетта заявил, что «превращение в оружие» единой валюты может нанести ущерб ее привлекательности.
Роль евро как второй по величине резервной валюты в мире после доллара США дает важные преимущества еврозоне, поскольку позволяет членам единого валютного блока дешевле выпускать долговые обязательства.
Доля евро в мировых резервах ещё два десятка лет было выше 25%.
ЕЦБ заявил, что в прошлом году индекс международного использования евро упал на 0,7 процентных пункта при неизменных обменных курсах.
Некоторые страны, такие как Китай, Россия и Иран, стремятся больше использовать свои собственные валюты для международной торговли, создавая для международных платежей альтернативы системе Swift.
Президент ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что международная роль евро:
«...не должна восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Хотя данные пока не показывают _существенных_ изменений в использовании международных валют, нам необходимо сохранять бдительность в отношении любых проблем, которые начинают появляться».
Интересно, а по итогам 2024 года от скольки десятков миллиардов евро мировые центральные банки избавятся? Это будет уже "существенным" или "не существенным" изменением?