Имеется мнение, что японцы в конце войны для вылетов камикадзе широко применяли учебные и устаревшие самолеты, но это не совсем так. Подавляющее большинство самолетов для специальных атак все-таки были истребители и бомбардировщики (штурмовики), вполне себе находившиеся на вооружении строевых частей. Однако, чем хуже становилась обстановка на фронте, тем меньше выбора оставалась как в типах машин, так и в летчиках.
После падения Окинавы остров Формоза (сейчас Тайвань) фактически находился в полуокружении. Японской боеспособной авиации на острове осталось мало, но и оставшиеся силы готовились к отражению наступления американцев. Из имевшихся боеспособных учебных самолетов K5Y1 ("тренировочный морской самолет тип 93") было сформировано три отряда камикадзе "Рюко № 1", "Рюко № 2" и "Рюко № 3".
Учебный биплан с трудом мог нести одну 250-кг бомбу, но и имел определенные преимущества – нетребовательность к качеству горючего (якобы мог летать на даже на самогоне, что в условиях нехватки топлива в Японии стало весьма важным), а как сделанный из дерева и полотна обладал низкой радиолокационной заметностью, что затрудняло и заблаговременное обнаружение, и использование снарядов с радиолокационными взрывателями. Отряды укомплектовывались вчерашними студентами, не прошедших толком курса летной подготовки.
Подготовка велась с большим трудом и к концу июля 1945 года достиг готовности только один отряд "Рюко № 3". 27 июля 1945 года командованием принято решение задействовать отряд для нанесения удара по американским кораблям в районе Окинавы. В день получения приказа командир отряда главный старшина Мимура Хироси записал в своем дневнике:
Никогда не предполагал, что мне придется погибнуть в бою на учебном типе 93.
Ранним утром 28 июля 1945 года на аэродроме Синчики (современная тайваньская авиабаза Синьчжу, северо-западная часть острова) с летчиками проведена торжественная церемония. Затем восемь самолетов с промежуточными посадками на аэродроме Гиран (современный Илань, северо-восточная часть острова) и на острове Исигаки, перелетели на остров Мияко (находится посередине между Формозой и Окинавой). Совершить вылет в район цели с 250-кг бомбой без дозаправки учебный самолет не мог - ему не хватало дальности. Скорость полета с бомбовой нагрузкой составляла до 130 км/ч.
Для удара была выбрана безоблачная лунная ночь – каких либо средств обнаружения на самолетике не было, но полет днем в район "кишащий" американскими кораблями и самолетами на полотняном биплане был чистым безумием даже по японским меркам.
Около 23.00 28 июля 1945 года отряд "Рюко № 3" начал взлет для нанесения удара. У четырех перегруженных самолетов после взлета отказали двигатели и они были вынуждены вернуться на остров Мияко. Один из самолетов при посадке с неработающим мотором разбился (летчика спасли). Оставшиеся четыре "Акатонбо" на бреющем полете направились на северо-восток в сторону американского флота. Низко летящие деревянные машины было очень сложно обнаружить.
Примерно в 130 км западнее Окинавы "Акатонбо" вышли на корабли радиолокационного дозора (три эсминца и три десантных корабля).
В 00.26 29 июня эсминец DD-561 "Притчет" обнаружил с помощью РЛС неизвестную воздушную цель на малой высоте и удалении около 24 км. Американские корабли начали увеличили скорость и начали маневрировать, пытаясь обнаружить противника. По направлении звука мотора был открыт заградительный огонь из 127-мм орудий. Самолет сначала отвернул, но затем, удалившись примерно на 5 км, снова развернулся к кораблям и начал атаку. В 00.41 "одномоторный биплан с неубирающимся шасси" (описание самолета из отчета командира корабля) протаранил эсминец DD-792 "Каллаган".
Легкий самолет не мог нанести серьезных повреждений, но его 250-кг бомба пробила борт и взорвалась в кормовом машинном отделении выведя его из строя и заклинив руль. На корабле начался сильный пожар из-за которого стали взрываться боеприпасы, осколки поражали моряков пытавшихся бороться с огнем. В 00.44 на корабле произошел сильный взрыв, видимо 127-мм снарядов. В 00.46 корабль окончательно лишился хода и начал тонуть. В 00.50 командир эсминца капитан 2-го ранга Чарльз Берхольф (CDR Charles Marriner Bertholf) приказал покинуть корабль всем кроме аварийных партий. В 01.02 к борту подошел десантный корабль LSC-125 для оказания помощи в борьбе с пожаром, но зенитные снаряды продолжали взрываться, огонь подбирался к глубинным бомбам, да еще и в небе периодически было слышно стрекотание японских "этажерок". В 01.44 аварийные партии и командир корабля перешли на борт LSC-125. А в 02.35 "Каллаган" лег на борт, произошел взрыв его глубинных бомб и эсминец затонул. Из числа экипажа 47 человек погибло и 73 получили ранения.
В то время пока "Каллаган" горел и тонул японские бипланы продолжали летать где-то в темноте. В 00.47 эсминец DD-793 "Кассин Янг" обнаружил еще один подлетающий самолет. В 00.52 его удалось сбить огнем зенитных орудий и он упал в 30 метрах от "Кассин Янга". В 00.57 "Кассин Янг" открывал заградительный огонь по приближающейся еще одной воздушной цели. В 01.13 в 70 км западнее обнаружен приближающийся бомбардировщик опознанный как "Бетти". В 01.33 с этого самолета были сброшены дипольные отражатели (полоски фольги) для затруднения работы корабельных РЛС . В 01.36 с кораблей наблюдали как вызванный в район боя американский ночной истребитель сбил вероятно этот постановщик помех.
В 01.43 эсминец DD-561 "Причетт" обнаружил с помощью РЛС приближающуюся воздушную цель на удалении около 20 км. Это оказались два K5Y1 (опознаны как "тренировочный биплан").
В 01.48 один из самолетов пролетел над тонущем эсминцем "Каллаган" и десантными кораблями, поднимавшими людей из воды, и атаковал "Причетт".
Огнем 40-мм и 20-мм зенитных автоматов самолет был сбит, отчетливо наблюдалось несколько попаданий в фюзеляж, упав в нескольких метрах за кормой. Однако его бомба сдетонировала. В результате взрыва на корабле погибло два человека и один получил ранение, поврежден корпус, бомбосбрасыватель и выведена из строя антенна РЛС.
Второй самолет в 01.50 атаковал DD-793 "Кассин Янг" но был сбит.
Вечером 29 июля 1945 года три наспех отремонтированных "Акатонбо" отряда "Рюко № 3" снова взлетели с острова Мияко и взяли курс на Окинаву.
Приближение неизвестной цели отмечено около 02.00 западнее Окинавы в районе Наха, на американских кораблях в этом районе была объявлена тревога. В 02.10 воздушную малоскоростную цель заметил оператор РЛС быстроходного транспорта APD-124 "Хорас А. Басс", находившийся в противолодочном дозоре в 17 км западнее Окинавы. Импульс то появлялся, то исчезал в отметках от находившихся рядом островов. Расчеты зенитных орудий и сигнальщики пытались обнаружить самолет визуально, но луна периодически закрывалась облаками и биплан смогли заметить только по усилившемуся звуку мотора, когда летчик "прибавил газу" и начал атаку. В 02.13 о самолет промахнулся, перелетел корабль, сбив спасательный плот и повредив несколько шлюпбалок упал в 15 метрах от борта. При касании воды произошел взрыв бомбы, ее осколками на палубе убило одного человека и еще 15 ранило.
Около 03.00 эсминец DD-754 "Фрэнк Эванс", находившийся в радиолокационном дозоре юго-западнее Окинавы обнаружил РЛС две воздушные цели, приближающиеся со скоростью около 110-170 км/ч на высоте около 2000 метров на удалении около 40 км. По самолетам был открыт заградительный огонь из 127-мм орудий. Попаданий не отмечено, но цели исчезли (вероятно самолеты снизились). В 03.13 цель, двигавшуюся на низкой скорости, была обнаружена РЛС эсминца DD-793 "Кассин Янг" на удалении около 27 км, но уже через несколько минут потеряна в радиолокационной "тени" соседнего острова.
Еще через несколько минут воздушная цель опять обнаружена на удалении около 6 км, визуально самолет не наблюдался. После приближения самолета на 2000 м в 03.24 в его направлении был открыт огонь из 127-мм и 40-мм орудий. Корабль начал маневрировать, но около 03.30 опознанный как "биплан с неубирающимся шасси" прорвался через зенитный огонь и протаранил эсминец "Кассин Янг" в районе носовой надстройки с правого борта. Взрыв бомбы и возникший пожар нанесли сильные повреждения, кораблю остался на плаву, но ремонт закончили только после окончания войны. Из числа экипажа погибло 22 человека и 45 получили ранения.
Таким образом, из семи вылетевших в район цели самолетов K5Y1 смогли поразить цель (с учетом близких падений) - четыре, что составляет 57% попаданий (с учетом одного самолета разбившегося из-за неисправности двигателя - то 50%, что тоже высокий результат). В результате потоплен один эсминец, еще один тяжело поврежден и два - повреждены незначительно. Погибло 70 членов экипажей кораблей и 133 получили ранения.
Такую впечатляющую эффективность вероятно можно объяснить только сочетанием благоприятной погоды и невероятным везением. Определенную роль также сыграла и "малая радиолокационная заметность".
Для сравнения армейские "коллеги" на Ki-9 задействовались также только один раз. Без каких либо результатов 13 августа 1945 года три летчика погибли при попытке атаковать американский флот недалеко от Токио (хотя самолет сопровождения доложил о трех попаданиях).
Вне всякого сомнения, если бы война продолжилась, то применение учебных самолетов в специальных миссиях приняло бы массовый характер.
Через много лет после войны выживший после аварийной посадки на острове Мияко летчик отряда «Рюко № 3» поставил памятник своим сослуживцам.
Примечание:
1. Западные единицы измерений мили, ярды, футы, узлы (если речь идет о скорости самолета а не корабля) - переведены в метрическую систему.
2. В некоторых источниках имеются расхождения о количестве самолетов отряда "Рюко № 3". Есть версия что 29 июля смогло долететь пять самолетов, а 30 июля - два. Общая сумма - семь и четыре попадания не меняется.