Найти в Дзене

Страх и зависть

Оглавление

ависть – упрямая и взбалмошная дама, которая хоть раз, да посещала каждого из нас, а скорее всего, гораздо чаще. Поводов для зависти множество. Сосед купил новую машину, коллега побывал на Мальдивах, друг устроился на высокооплачиваемую работу, а подруга вышла замуж за обеспеченного человека. Чем не повод для зависти?

За завистью чаще всего стоит страх:

· не получить желаемое (а почему у меня нет!);

· быть хуже других (неужели мне никогда не быть таким!).

· вложить большие усилия, но не иметь нужных результатов (сделаю, и что?).

Зависть способна отравить нашу жизнь, и жизнь людей, которым мы завидуем, особенно, если они находятся в нашем окружении.

Две половинки зависти

Зависть, как шахматные фигуры, делят на черную и белую. Если ход делают белые фигуры, человек начинает действовать, что-то менять в своей жизни. Когда ходят черные, мы не только мучаемся и обижаемся, но и способны совершить неблаговидный поступок.

Впервые я столкнулась с жуткой завистью, когда мы решили сдать квартиру. Нашли желающих, серьезную семейную пару с ребенком, которая уже лет пятнадцать жила на съемных квартирах, потому что своей не было, а жить с родителями не хотелось. Такой зависти и ненависти в глазах у людей я не видела никогда. Съехали они, даже не предупредив, и не заплатив за последний месяц, да еще оставили массу хлама. Но я вздохнула с облегчением, словно сбросила с себя тяжелый груз.

Такова черная зависть. Люди часто завидуют богатству, славе, деньгам, совершенно не представляя, что за этим стоит. И если бы узнали истинную цену, в большинстве случаев не захотели бы такого счастья.

Бывает, что что-нибудь «падает с потолка», например, выигрыш в лотерею. Как тут не позавидовать! Но хорошо, если человек готов принять то, что «упало» психологически. Не все готовы. И часто добро оборачивается злом. Следствием упавших с потолка денег становится нервный срыв, алкоголизм, наркомания. «Упавшие» блага идут во благо только тогда, когда человек готов к этому психологически. В противном случае, они превращаются в тяжелое испытание.

Если мы чего-то хотим, важно понять, реальное ли это желание или навязанное, то, что заложено в нас, или – результат пропаганды и рекламы. Что для человека истинно ценно, он может получить. И пути для осуществления задуманного найдутся, если он будет их искать.

Не будет завидовать человек Мухаммеду Али, если бокс – не его стихия, но может завидовать славе Сальвадора Дали, если пишет картины и считает себя хорошим художником. Продвигать свои работы ему мешает страх не найти признания, услышать критику профессионалов. Художник может быть или слишком тонким и ранимым, или в глубине души понимать, что ничего не стоят его работы, или стоят очень мало. Понимает – но не признается в этом самому себе. Или признается, но считает несправедливым, что другой имеет больше.

Тогда начинается борьба за справедливость, в результате которой Сальери становится отравителем Моцарта. Зависть заставляет порой делать очень нехорошие вещи: уводить у подруги мужа, травить соседскую собаку, поливать грязью получившего высокую должность бывшего коллегу, только потому, что «мир несправедлив».

Нет, мир очень справедлив, и каждый получает ровно столько, сколько он весит на весах Бога. И важно не только то, что мы делаем, но и что чувствуем, что носим в своем сердце. В реальной жизни мы можем не делать ничего ужасного, но в сердце накапливается столько боли и обид, что они просто не пускают нас вперед.

Белая зависть не сжигает изнутри, но все же точит, как червячок, а уже потом мотивирует, люди начинают что-то предпринимать в своей жизни, и нередко полностью ее меняют и получают желаемое. Главное здесь, двигаться в нужном направлении, а не бегать за призраком, которого сами придумали. На мой взгляд, какой бы не была зависть, белой или черной – это неприятное чувство, и лучше его не испытывать.

Завидуйте, мне не страшно!

Иногда люди ищут способ, чтобы заставить других им завидовать. К этому приводит неуверенность в себе и комплекс неполноценности. Если у меня есть машина, квартира, деньги, слава и т.п., я превосхожу других, и пусть тогда мне завидуют. Стремление к тому, чтобы завидовали, обусловлено желанием превосходства, а порой и желанием отыграться, если у человека была непростая, полная проблем жизнь.

Женщина вступает в брак в 40 лет, и гордо ходит, представляя всем своего респектабельного мужа. Она как бы говорит: «Ну вот, а вы во мне сомневались! Вот какого мужика себе отхватила! Теперь уж никто не будет сочувственно смотреть в мою сторону!»

Интересно, что некоторые люди додумывают себе эту зависть. Ведь так они поднимаются в собственных глазах.

Мужчина десять лет копил на машину, и, наконец, приобрел. Машина не Бог весть какая по нашим временам, девятка. Но человек доволен, бережет ее как зеницу ока и считает, что на него смотрят с завистью. «Ох, знаешь, даже боюсь иногда ее оставлять на улице! Вчера вижу один мужик на нее смотрит, и смотрит. Ну как не смотреть! Машина ж совершенно новая! Не каждый себе такую может позволить».

Или другой пример.

Хозяйка большого особняка в одном из курортных городов, которая всю жизнь практически отдала туристическому бизнесу, и только и делала, что обслуживала туристов, причем сама очень редко куда-то выезжала, жалуется, вздыхая «Завидуют люди, ох как завидуют! Тяжело это». А сама в это время думает, что жизнь у нее гораздо лучше, чем у других. Завидуют – и пусть!

Что завидуют– не страшно, страшно оказаться не у дел, чувствовать себя ненужными и невостребованными. А так чувствуешь себя на высоте.

Но может быть хуже. Желание зависти, перерастает в фобию потери вещей, которым люди должны завидовать. И тогда уж на смену приходят бессонные ночи, походы к невропатологу, антидепрессанты.

Страх зависти

Бывает так, что страх зависти мешает человеку двигаться по жизни. Поэтому позволяют иметь «денег чтоб нам хватало, и люди не завидовали», отдых, «чтоб нам хорошо было и люди не завидовали», и т.п.

В то же время человек продолжает молча завидовать другим и страдать. И если у этих других что-то происходит, он облегченно вздыхает и радуется: «Ну вот, что я говорил! Хорошо, что у меня нет. Нет–значит, завидовать нечему и ничего плохого не случится».

Но зависть из сердца от этого не уходит, и не понимает он, что иметь больше и лучше он все равно хочет, но боится последствий.

Как я лечилась от зависти

Я всегда себя уверяла в том, что не завидую людям, но как я была неправа! Чему я только не завидовала: деньгам, социальному положению, славе и еще разным вещам. Смешно сказать, но как-то, смотря телевизор, непроизвольно позавидовала заключенным из лагерей, так как считала, что жизнь дала им возможность укреплять силу духа. Вот такая глупость.

Вспоминаю случай, когда я страшно завидовала однокласснице, которой купили дорогую модную юбку. Просить у родителей такую юбку я не решалась, я уж говорила, что ничего и никогда не просила прямо. Но полгода спустя мне вдруг купили туфли, которые стоили по тем временам рублей 50. Это была половина маминой зарплаты! Большую часть денег на туфли я заработала сама, немного добавила мама. И вот я уже иду в школу в новых модных лакированных туфлях и слышу, как сзади шепчутся девочки из параллельного класса: «Смотри, какие туфли красивые»! Мне завидовали! Как же это было круто!

Сейчас понимаю, что, завидуя, я многое обесценивала. Например, у меня никогда не было проблем с жильем или с работой, даже в 90-е. Пусть зарплата была маленькой, а квартира с частичными удобствами, но они были. Однако у людей было больше и лучше. Как с этим мириться?

Как-то мой знакомый, родители которого занимались добычей нефти, вернулся из Парижа. Зависти моей не было предела. Это произошло в конце 90-х, когда я выживала на нищенскую зарплату! Где я, а где Париж! Я даже не надеялась на то, что когда-нибудь приеду в этот город! Была уверена: не попаду в Париж никогда.

Прошли годы – жизнь изменилось. Мне удалось мне походить по Монмартру, заглянуть в Сакре Кер и Собор Парижской Богоматери. Ну Париж, ну и что? Москва не хуже, честное слово. Все же я побывала в столице Франции, и кто-то, возможно, позавидовал.

В последние годы стала в себе разбираться и ловить себя на чувстве зависти.

До сих пор меня порой словно волной накрывает. Тогда я останавливаю себя и говорю: «Стоп. А чему ты завидуешь?» Во многих случаях завидовать абсолютно нечему. Завидую скорее по привычке, потому что только учусь радоваться за других. Если без лицемерия, то это не просто!

Я многое получила, из того, что хотела, многое, но не все. Хочется всегда больше. Возможно, и это успею получить, тем более. что у меня начинается возраст счастья, когда я могу делать то, что хочу, хотя бы писать и делится с вами своими мыслями.

Спасибо всем за прочтение. Не завидуйте и не бойтесь зависти, живите как вам нравится.