Найти в Дзене
Правильный расчет

Для чего повышают налоги с 2025 года (обоснование Госдумы)

Оглавление

Законопроект о налоговой реформе находится на рассмотрении в Совете федерации, в то время как в СМИ не утихают дебаты по этому поводу. Особенно обеспокоен малый бизнес, применяющий упрощенную систему (УСН). И хотя платить НДС по новому законодательству будут только плательщики с доходом свыше 60 млн руб (а таких всего 3,2%), встревожены все предприниматели-"упрощенцы".

Тем не менее, перед принятием закона в первом чтении профильный комитет Госдумы подготовил достаточно серьёзное обоснование предстоящих налоговых поправок.

Далее приводим цитаты из рекомендаций Госдумы:

НДФЛ

В отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) было важно соблюсти разумную и справедливую прогрессию, в том числе сохранив конкурентоспособность по сравнению с другими странами, что позволит избежать перетока кадров в соседние страны. При этом в иностранных государствах (в том числе в странах ЕАЭС) в настоящее время ставки налога на доходы физических лиц больше, чем действуют сейчас в Российской Федерации.

Так, в зависимости от уровня дохода в Республике Беларусь взимается НДФЛ в 13% или 25%, в Республике Армения - 20%, а в Республике Азербайджан - 14% или 25%. В других дружественных странах, таких как КНР, Турция, Иран - более многоступенчатые шкалы НДФЛ, при этом максимальные ставки в этих странах варьируются от 30% до 45% (в Китае) и пороги для применения повышенных ставок намного ниже. Если же говорить о странах западной Европы, то уровень налоговой нагрузки по НДФЛ там намного выше, во многих странах по максимальной ставке в виде налогов удерживается почти половина зарплаты. Например, максимальная ставка налога в Великобритании составляет 46%, в Германии - 47,5%, в Австрии - 55%, а во Франции 55,4%.

Кроме того, при определении верхнего предела налоговой ставки в шкале учитывается, что его чрезмерное увеличение не только приведет к снижению конкурентоспособности российской налоговой системы в сравнении с иными юрисдикциями, но и будет являться дополнительной мотивацией для сокрытия доходов.

В связи с этим, при решении задачи более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные доходы, решено не повышать ставки действующей двухступенчатой шкалы, а ввести многоступенчатую шкалу налогообложения так, чтобы было обеспечено плавное повышение налоговой нагрузки в зависимости от получаемых доходов, что сгладит переход из одной категории в другую.

Важно, что повышение налоговой нагрузки не коснётся подавляющего большинства граждан. Поэтому нижний порог шкалы установлен исходя из дохода не менее чем двукратный размер среднемесячной номинальной заработной платы по РФ. При этом учтено так же, что порог для применения налога на профессиональный доход составляет 2,4 млн. руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.

Кроме того, для повышения заинтересованности граждан в формировании сбережений сохранен уровень налоговых изъятий по доходам в виде процентов по депозитам (13 и 15%).

С учетом того, что Федеральным законом N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" гражданам (а сейчас их уже около 10 млн. человек) была гарантирована неизменность основных его условий на всем протяжении его применения (проведение эксперимента предусмотрено до 2028 года), изменения параметров налоговой системы не коснулись указанного налогового режима.

Упрощенка

Для упрощенной системы налогообложения (УСН), предпринята попытка создать такие условия, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы незаконной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям применения УСН.

Главным принципом совершенствования УСН должно стать создание стимулов для малого бизнеса расти.

Анализ применения существующих специальных налоговых режимов для малого бизнеса в разных странах показывает, что предельный размер дохода для применения специальных налоговых режимов (таких как УСН) значительно ниже установленного у нас.

Например:

  • в Республике Беларусь у таких компаний валовая выручка нарастающим итогом не должна превышать 2,3 млн. белорусских рублей (около 65 млн. руб.);
  • в Республике Казахстан - 83 млн. тенге (около 17 млн. руб.);
  • в Республике Армения - 115 млн. драм (около 25 млн. руб.),
  • в Киргизской Республике - 8 млн. сомов (около 8 млн. руб.).

Учитывая, что по данным ФНС России доля налогоплательщиков, применяющих УСН, с доходами свыше 60 млн. руб. составила всего 3,2% от общего количества плательщиков УСН, изменения не должны коснуться налогоплательщиков с доходами до 60 млн. руб., то есть абсолютного большинства налогоплательщиков. Для налогоплательщиков с доходами, превышающими 60 млн. руб., необходимо предусмотреть механизмы смягчения последствий резкого перехода с УСН на общую систему налогообложения ("плавный переход").

Таким образом, действующий специальный налоговый режим изменяется так, чтобы с одной стороны, изменения не коснулись 96,8% предпринимателей, а с другой стороны, чтобы компании, использующие "дробление" бизнеса, платили справедливые налоги.

Для этого необходимо расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять упрощенную систему налогообложения при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам. Важно, чтобы для этой категории предпринимателей расчет такого налога был прост и понятен.

Разработка такой переходной системы налогообложения должна осуществляться одновременно с проведением амнистии организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяли незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН.

Такая амнистия должна применяться в автоматическом порядке, без каких-либо условий по уплате дополнительных платежей в бюджетную систему, в том числе по неуплаченным платежам за предыдущие налоговые периоды и не приводить к увеличению административной нагрузки.

В качестве возможных направлений работы по выравниванию условий для налогообложения предлагается принять меры по повышению платежной дисциплины и активизировать механизмы борьбы со схемами "дробления" бизнеса. В этой связи предлагается расширить комплекс мер по пресечению возможностей ухода от уплаты налогов.

Налог на прибыль, инвестиции

В части вопроса о справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы также необходимо отметить наличие крайне противоположных подходов к решению этого вопроса. Одни предлагают вернуться к действовавшей ранее ставке налога на прибыль организаций 45% с целью установления инвестиционной льготы в размере 50%. Другие предлагают оставить действующую ставку и при этом отменить все льготы по налогу, что не менее радикально. Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" предложено поднять ставку налога на прибыль организаций до 30%.

В этом вопросе важно найти сбалансированное решение, согласно которому повышение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций должно компенсироваться мерами налоговой поддержки тех, кто не просто развивается, а вкладывает средства в свое развитие, в расширение производства, в новые технологии, в повышение зарплаты, тех, кто вкладывает средства в свою страну, в те регионы, где они получают прибыль, в социальную поддержку, влияющую на качество жизни людей. Необходимо предусмотреть систему поощрения для активно инвестирующих компаний.

При этом обращаем внимание, что существующий в настоящее время инструмент инвестиционного налогового вычета требует совершенствования для его полноценного использования. Соответствующие законы приняты во многих субъектах Российской Федерации, но механизм не работает, поскольку применение инвестиционного налогового вычета приводит к кассовым разрывам в региональных бюджетах, и тем самым делает этот инструмент стимулирования инвестиционной активности крайне неудобным для региональных бюджетов. Одновременно следует рассмотреть вопрос о распространении инвестиционного вычета на подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть налога на прибыль организаций, а также о применении повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышении коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслям.

Источник:

Рекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года (утв. решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 24 мая 2024 года (протокол N 199)).