К концу декабря 1941 года молодой чекист Александр Куролесов в составе особого отдела 79-й морской стрелковой бригады прибыл по морю в Севастополь. Здесь держала рубежи Севастопольского оборонительного района Приморская армия, в состав которой они и вошли.
…К концу мая 1942 года, когда немцы взяли Керчь, положение защитников Севастополя значительно ухудшилось. Теперь войска противника шли на город с трёх сторон. Все понимали, что скоро враг стянет сюда все силы с Керченского участка фронта. Также было очевидно, что для эвакуации наших войск не было ни времени, ни кораблей. Всем, кто сражался в Севастополе, предстояло стоять насмерть.
За неделю артиллерией и бомбардировками авиацией немцы полностью разрушили город. Ранним утром 7 июня начался штурм позиций стрелковой бригады, где стояли и «особисты». На их позиции шли десятки танков и сотни солдат врага. Дело доходило до рукопашных. Когда приходилось особенно тяжело, вызывали на себя огонь артиллерии.
На следующий день, прямо в ходе атаки фашистов резко замолчал один из дотов, где стоял крупнокалиберный пулемёт. Комбат отправил разобраться с ситуацией Куролесова. Его спасла случайность. Солдат, который был там, оказался завербованным немцами. Особист вёл его дело некоторое время назад. В связи с тем, что того подозревали в уничтожении телефонного кабеля. Но тяжёлые постоянные бои не дали возможности Куролесову довести дело до конца. А предатель запомнил его упорство. И тут, увидев особиста, решил покуражиться и показать, кто его убьёт.
Александр Куролесов увидел, что предатель расправился с расчётом пулемёта, а теперь подстерегал каждого, кто попытался бы оживить дот. Чекист оказался быстрее и ликвидировал предателя.
В продолжающихся боях вскоре погиб комбат Я. М. Пчёлкин. Оставшись с горсткой бойцов на командном пункте батальона, он выйдет один с гранатой против немецкого танка и получит смертельное ранение.
С 7 по 15 июня в боях бригада потеряет более половины бойцов и просто перестанет существовать. Из остатков сформируют батальон из двух рот, который будет стоять до последнего дня обороны в составе других соединений.
Больше не будет и их особого отдела. 1 июля станет днём последнего боя для капитана Моисея Коберника, который наставлял Куролесова в первые дни службы в бригаде. Не станет весельчака Мец Ханана и старшего лейтенанта Ивана Ляшко. А «зама» начальника отдела, Уланова, успеют с тяжёлым ранением эвакуировать за линию фронта.
29 июня пали Инкерманские высоты. В первый день июля 1942 года военные контрразведчики приняли свой последний бой вблизи легендарной 35-й береговой батареи Севастополя. Для маскировки места её непосредственного нахождения существовала ложная батарея, в помещениях которой вместе с оставшимися в живых бойцами укрылись и порядка 40 особистов. По радиостанции передали в Москву, что Севастополь оставлен.
Вместе с временно исполняющим обязанности начальника С. Роговым приняли решение – особисты при поддержке находящихся здесь же отдельных бойцов с разных подразделений, пойдут на штурм немецких позиций, чтобы отбросить врага от берега и постараться помочь командованию эвакуировать остатки подразделений на Большую землю.
Особистами обсуждался ещё один вопрос – что делать со своими партийными билетами? Кто-то предложил сжечь, чтобы не достались немецкой разведке. Но решили идти в бой с ними. Фашисты должны узнать, как умирали коммунисты и комсомольцы.
Пока совещались, немецкие автоматчики подошли уже совсем близко. Рогов поднял особистов в рукопашную. В это же время пошли на немцев и оставшиеся в живых защитники самой 35-й батареи. Немцы совсем не ожидали неожиданного натиска, поэтому стали откатываться. Очень помог наступающим расчёт зенитной пулемётной установки, который с «полуторки» расстрелял немало немцев.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Нет точных данных о том, поддержали ли атаку особистов все, кто оказался тогда на ложной батарее. Но известно, что контрразведчики поднялись на врага первыми. К моменту эвакуации их осталось на берегу не больше четырнадцати выживших. Среди них оказался и Александр Тимофеевич Куролесов, которого ожидали ещё годы войны и служба в военной контрразведке до 1959 года. Тяжёлые воспоминания Севастополя остались с ним на всю жизнь.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.