Найти в Дзене
Роман Омельянчук

За процессным мышлением будущее

Как мы уже все понимаем, в самое ближайшее будущее (при нашей жизни) ИИ вытеснит практически все профессии, которые можно логически систематизировать.

Возникает вопрос, а что же тогда остается человеку?

Управленческая деятельность в самом широком смысле этого слова. Но начнем все по порядку. Первое, с чего следует начать, так это с психики.

В основу правильности принимаемых решений положено несколько последовательных процессов психики. Начиная от адекватного восприятия объективной действительности, заканчивая логически правильным формированием абстракции.

Абстракция — это упрощенная модель объективного процесса во всех существенных аспектах. Другими словами, это наше субъективное представление об объективном процессе, результаты моделирования которого в нашей психике сходятся с результатами самого процесса.

Именно поэтому отсутствие искажения при восприятии информации, ее последующего осмысления и правильного интерпретирования является основой адекватности в принятии решений.

Истина — представляет собой наиболее точное описание объективной действительности. Её можно выразить принципами. Принципы порождают закономерности. Закономерности поддаются абстрактно-логическому описанию, а значит, однозначным образом познаваемы. Таким образом, объективная действительность — познаваема. Познание осуществляется посредством диалектического метода познания как алгоритма рассудочной деятельности в поиске неизвестного при помощи формирования комплементарной части из известного.

Принципы проявляют себя через закономерности, закономерности определяют алгоритмику течения любых процессов, а процессы уже фиксируются в хронологии. В свою очередь, хронология состоит из фактологии — последовательности смены ситуаций (фактов, явлений, эффектов и т. д.). Набор фактов в составе процесса характеризуется статистикой, изучая которую, мы познаем объективную действительность.

Такова структура познания объективной реальности.

Процессное мышление связывает основные этапы рассудочной деятельности в единый, причинно-следственно обусловленный поток, подобно пленке кинофильма, в которой кадры при определённой скорости создают фильм.

Процессного мышления, развитое до достаточно высокого уровня, позволяет предвидеть результаты большого количества процессов во множестве их разнообразия.

Операции мышления напрямую связаны с процессным мышлением. Включение их в свою рассудочную деятельность позволяет наработать стереотипы, которые будут основой процессного мышления.

Операции мышления состоят из следующих действий:

Анализ — расчленение (разложение) объекта, точнее, понятия об объекте. Разделение его на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Наделение мерными характеристиками.

Синтез — процедура, обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, т.е. построением некоего целого, не сводимого к простому перечислению исходных частей. «Сочленение» мерных характеристик во всем разнообразии.

Сравнение — Сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление, таким образом, сходства или различия между ними по каким-то заданным критериям. Сопоставление мерных характеристик во всем разнообразии.

Абстрагирование — выделение главных признаков с отвлечением от несущественных признаков. Использование определённых мерных характеристик.

Обобщение — объединение ряда объектов в одну группу, класс на основе результатов операций абстрагирования, анализа, сравнения, а возможно, и неразличения значений каких-либо характеристик этих объектов (схоже с обобщением понятия).

Конкретизация — процедура, связанная с фиксацией ряда параметров обобщенного описания (предельного обобщения), что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности. (процедура схожа с ограничением объема понятия).

Классификация — системное расположение предметов по классам (нахождения их места в структуре по признакам) на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов. (алгоритмика схожа с выявлением соотношения родов и видов в логике). Создание структуры.

Категоризация — отнесение единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Отнесение к структуре.

Это далеко не все о процессном мышлении. Для его развития мы специально создали материал, который позволяет повысить результативность психической деятельности человека.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РАЗДЕЛ I

Отображение объективной реальности в психике человека

Восприятие как основа формирования мировоззрения

Виды мировоззрения

Психика, стихийно сложившаяся и структурно организованная

Компоненты психики, наилучшая структура психики, при которой результативнее интеллект и компоненты мышления

Внимание и воображение в структурно организованной психике

Личностный рост в культуре общества

Фундаментальная основа культуры современного человека

Мышление и его компоненты

Ограничения компонент психики

Приоритетность в алгоритмах мышления

Интеллект

Закономерности, чувство меры, его проявление и развитие

Объективная основа процессного мышления

Дислексия и ее исправление

Создание соответствующего деятельности настроения

Создание условий для правильного межличностного диалога

Алгоритм привития беспомощности как инструмент подавления воли

Механизм формирования адекватного объективной реальности мировоззрения, алгоритм распознавания ошибок

Догматизм — тормоз личного развития

Понятие воли, ее назначение и способы развития

Самообладание, причины потери и способ восстановления

Развитие осознаваемого чувственного восприятия процесса

Активность и полноценность умственной деятельности

Химико-биологические особенности организма при работе интеллекта и компонент мышления

Алгоритмика преобразования информации, реализованная на базе нейрофизиологии

РАЗДЕЛ II

Развитие абстрактно-логической компоненты мышления

Логика. Обобщающий материал. Термины, определения, примеры

О методологии познания и творчества

Основополагающий принцип решения любых задач и разрешения любых неопределенностей

Системы. Формирование и развитие системного мышления

Приемы, подходы и методы, развивающие предметно-образную компоненту мышления

Развитие способностей к образному восприятию числовой информации

Развитие многоаспектности творческого мышления

Причинно-следственная взаимосвязь в мышлении

Механизм выработки решения и алгоритм принятия решения

Комплементарность управления и управленческая состоятельность

Теоретический минимум Е2 об управлении

Тандемный принцип получения эффективного решения

Общая схема взаимодействия компонент

Причины возникновения ошибок мышления и метод их преодоления

Типичные ошибки мышления

Логические ошибки в доказательствах и ловушки в дискуссиях

Некоторые принципы

Вопросы, развивающие системное мышление

РАЗДЕЛ III

Развитие способностей у детей

Трудности при обучении чтению. Причины и способы их преодоления

Механизм подавления творческого потенциала и алгоритмы его преодоления

Механизм переориентации алгоритма освоения творческого потенциала на честолюбие

Развитие потенциала творческого мышления у детей

Формирование навыка выявления причинно-следственных связей

Постановка вопросов для развития мышления у детей

Примерный перечень начальных вопросов для обучения детей мышлению

О личностном контакте взрослого и ребенка при обучении

Алгоритм постановки задач на развитие мышления

Диалектика в процессе обучения

Алгоритмы, упрощающие восприятие математики и геометрии

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РАЗДЕЛ I

Различные задачи и упражнения

Аэробика для мозга

Задачи на развитие инверсии мышления

Виды и методы решения задач с помощью абстрактно-логической компоненты мышления

Задачи на поиск закономерностей

Быстрее, умнее, точнее..., Концептуал
Быстрее, умнее, точнее, или Освоение потенциала развития человека | Омельянчук Роман Леонидович - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (242345099)
Купить Быстрее, умнее, точнее, или Освоение потенциала развития человека