Как мы уже все понимаем, в самое ближайшее будущее (при нашей жизни) ИИ вытеснит практически все профессии, которые можно логически систематизировать.
Возникает вопрос, а что же тогда остается человеку?
Управленческая деятельность в самом широком смысле этого слова. Но начнем все по порядку. Первое, с чего следует начать, так это с психики.
В основу правильности принимаемых решений положено несколько последовательных процессов психики. Начиная от адекватного восприятия объективной действительности, заканчивая логически правильным формированием абстракции.
Абстракция — это упрощенная модель объективного процесса во всех существенных аспектах. Другими словами, это наше субъективное представление об объективном процессе, результаты моделирования которого в нашей психике сходятся с результатами самого процесса.
Именно поэтому отсутствие искажения при восприятии информации, ее последующего осмысления и правильного интерпретирования является основой адекватности в принятии решений.
Истина — представляет собой наиболее точное описание объективной действительности. Её можно выразить принципами. Принципы порождают закономерности. Закономерности поддаются абстрактно-логическому описанию, а значит, однозначным образом познаваемы. Таким образом, объективная действительность — познаваема. Познание осуществляется посредством диалектического метода познания как алгоритма рассудочной деятельности в поиске неизвестного при помощи формирования комплементарной части из известного.
Принципы проявляют себя через закономерности, закономерности определяют алгоритмику течения любых процессов, а процессы уже фиксируются в хронологии. В свою очередь, хронология состоит из фактологии — последовательности смены ситуаций (фактов, явлений, эффектов и т. д.). Набор фактов в составе процесса характеризуется статистикой, изучая которую, мы познаем объективную действительность.
Такова структура познания объективной реальности.
Процессное мышление связывает основные этапы рассудочной деятельности в единый, причинно-следственно обусловленный поток, подобно пленке кинофильма, в которой кадры при определённой скорости создают фильм.
Процессного мышления, развитое до достаточно высокого уровня, позволяет предвидеть результаты большого количества процессов во множестве их разнообразия.
Операции мышления напрямую связаны с процессным мышлением. Включение их в свою рассудочную деятельность позволяет наработать стереотипы, которые будут основой процессного мышления.
Операции мышления состоят из следующих действий:
Анализ — расчленение (разложение) объекта, точнее, понятия об объекте. Разделение его на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Наделение мерными характеристиками.
Синтез — процедура, обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, т.е. построением некоего целого, не сводимого к простому перечислению исходных частей. «Сочленение» мерных характеристик во всем разнообразии.
Сравнение — Сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление, таким образом, сходства или различия между ними по каким-то заданным критериям. Сопоставление мерных характеристик во всем разнообразии.
Абстрагирование — выделение главных признаков с отвлечением от несущественных признаков. Использование определённых мерных характеристик.
Обобщение — объединение ряда объектов в одну группу, класс на основе результатов операций абстрагирования, анализа, сравнения, а возможно, и неразличения значений каких-либо характеристик этих объектов (схоже с обобщением понятия).
Конкретизация — процедура, связанная с фиксацией ряда параметров обобщенного описания (предельного обобщения), что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности. (процедура схожа с ограничением объема понятия).
Классификация — системное расположение предметов по классам (нахождения их места в структуре по признакам) на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов. (алгоритмика схожа с выявлением соотношения родов и видов в логике). Создание структуры.
Категоризация — отнесение единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Отнесение к структуре.
Это далеко не все о процессном мышлении. Для его развития мы специально создали материал, который позволяет повысить результативность психической деятельности человека.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РАЗДЕЛ I
Отображение объективной реальности в психике человека
Восприятие как основа формирования мировоззрения
Виды мировоззрения
Психика, стихийно сложившаяся и структурно организованная
Компоненты психики, наилучшая структура психики, при которой результативнее интеллект и компоненты мышления
Внимание и воображение в структурно организованной психике
Личностный рост в культуре общества
Фундаментальная основа культуры современного человека
Мышление и его компоненты
Ограничения компонент психики
Приоритетность в алгоритмах мышления
Интеллект
Закономерности, чувство меры, его проявление и развитие
Объективная основа процессного мышления
Дислексия и ее исправление
Создание соответствующего деятельности настроения
Создание условий для правильного межличностного диалога
Алгоритм привития беспомощности как инструмент подавления воли
Механизм формирования адекватного объективной реальности мировоззрения, алгоритм распознавания ошибок
Догматизм — тормоз личного развития
Понятие воли, ее назначение и способы развития
Самообладание, причины потери и способ восстановления
Развитие осознаваемого чувственного восприятия процесса
Активность и полноценность умственной деятельности
Химико-биологические особенности организма при работе интеллекта и компонент мышления
Алгоритмика преобразования информации, реализованная на базе нейрофизиологии
РАЗДЕЛ II
Развитие абстрактно-логической компоненты мышления
Логика. Обобщающий материал. Термины, определения, примеры
О методологии познания и творчества
Основополагающий принцип решения любых задач и разрешения любых неопределенностей
Системы. Формирование и развитие системного мышления
Приемы, подходы и методы, развивающие предметно-образную компоненту мышления
Развитие способностей к образному восприятию числовой информации
Развитие многоаспектности творческого мышления
Причинно-следственная взаимосвязь в мышлении
Механизм выработки решения и алгоритм принятия решения
Комплементарность управления и управленческая состоятельность
Теоретический минимум Е2 об управлении
Тандемный принцип получения эффективного решения
Общая схема взаимодействия компонент
Причины возникновения ошибок мышления и метод их преодоления
Типичные ошибки мышления
Логические ошибки в доказательствах и ловушки в дискуссиях
Некоторые принципы
Вопросы, развивающие системное мышление
РАЗДЕЛ III
Развитие способностей у детей
Трудности при обучении чтению. Причины и способы их преодоления
Механизм подавления творческого потенциала и алгоритмы его преодоления
Механизм переориентации алгоритма освоения творческого потенциала на честолюбие
Развитие потенциала творческого мышления у детей
Формирование навыка выявления причинно-следственных связей
Постановка вопросов для развития мышления у детей
Примерный перечень начальных вопросов для обучения детей мышлению
О личностном контакте взрослого и ребенка при обучении
Алгоритм постановки задач на развитие мышления
Диалектика в процессе обучения
Алгоритмы, упрощающие восприятие математики и геометрии
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РАЗДЕЛ I
Различные задачи и упражнения
Аэробика для мозга
Задачи на развитие инверсии мышления
Виды и методы решения задач с помощью абстрактно-логической компоненты мышления
Задачи на поиск закономерностей