Продолжаю рассказывать о подвигах Геракла. По традиции оставляю ссылки на мои статьи, где я разбирала предыдущие подвиги:
После того, как наш герой справился с критским быком, царь Эврисфей отправил его на новое задание. В этот раз Гераклу предстояло привести коней Диомида, царя фракийского племени бистонов.
Диомед - сын бог войны, Ареса, и Кирены (лито сын титана Атланта от его собственной дочери Астерии). Имя царя означает "дважды защищенный" и это неслучайно. Таким образом, оно подчеркивало двуличность его натуры, скрытность и коварство, которое царь скрывал (так сказать, «скрывал скрытность»). Ведь Диомед, зазывая гостей полюбоваться прекрасными лошадьми, знал, что обрекает их на верную смерть.
В царских конюшнях жили 4 коня: Подарг, Лампон, Ксанф и Дин. Животные были привязаны к стойлу медными цепями, питались мясом путников, которым не посчастливилось попасть во владения Диомеда.
Геракл с несколькими спутниками отплыл во Фракию. Дальнейшие события описываются по-разному. Согласно Еврипиду, Геракл нашёл коней в поле, обуздал их и привёл в Микены. Псевдо-Аполлодор пишет, что Геракл перебил охранников конюшен и повёл коней к кораблю, но Диомед с войском пустился в погоню, произошло сражение, в котором бистоны были разбиты, а их царь погиб. По словам Диодора Сицилийского, Диомед попал в сражении в плен, и Геракл скормил царя его же лошадям, насытив прожорливых животных плотью того, кто "подавал пример к нарушению законов".
Страбон же сообщает, что Геракл, убедившись в численном превосходстве бистонов, нашёл другой способ борьбы. Народ Диомеда жил на равнине вокруг города Тирида, находящейся ниже уровня моря. Геракл прокопал канал, и морская вода затопила земли бистонов, так что на месте равнины образовалось Бистонское озеро. После этого фракийцы были разбиты.
Во время этого похода погиб возлюбленный Геракла, Абдер, которого растерзали свирепые лошади. На месте его смерти либо на могиле Геракл основал город Абдеры.
Согласно Еврипиду, на пути во Фракию Геракл совершил ещё один подвиг. В фессалийском городе Феры он узнал, что жена местного царя по имени Алкестида только что умерла, отдав свою жизнь, чтобы спасти мужа. На могиле умершей Геракл дождался бога смерти, Танатоса, и победил его в схватке (либо же спустился в царство мёртвых). После этого Геракл вернул живую Алкестиду домой.
Трусливый царь Эврисфей, как обычно, отказался принимать трофей и отпустил лошадей на волю, посвятив богине Гере. Это означало, что кони Диомеда будут вечно терзать людей, пока они не придут к подножию Олимпа, где их самих растерзают дикие звери.
Толкование этого мифа следует начинать с символа лошади (коня), который означает импульсивность, необузданность, дикость желаний и вожделения. Также конь с древнейших времен играл особую роль в погребальных обрядах, перенося умершего в мир иной. Как символ времени, животное "оказывается пожирателем человеческой плоти, безжалостно истребляя тело дряхлостью и болезнями. <...> С другой стороны, символизирует желания и страсти: жажду власти, денег, престижа и тщеславие, которые разрывают человеческое сознание". Кроме того, накидывание уздечки на коня в древности считалось частью ритуала возведения на царств.
Стоит обратить внимание и на количество лошадей. Образ квадриги, двухколесной колесницы, запряженной четырьмя конями, является символом победителя и атрибутом Гелиоса/Аполлона. Более того, у каждого коня символическое имя: Эритре́й (греч. Erythreos — «Красный») олицетворяет восходящее Солнце; Эфоп (греч. Aithops — «Пылающий, Огненный») и Ламп (греч. Λάμπος — «Сияющий») представляют полуденное светило; Филоге́й (греч. Philogaia — «Землелюб») символизирует вечернее, заходящее Солнце. Таким образом, их имена символизируют последовательность разных фаз в земной жизни человека.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: