Из-за характерных выделений красного цвета, когда они справляли малую нужду, древнеримский врач Гален называл жителей страны пирамид «мужчинами с месячными». Арабы и ассирийцы называли египтян «женоподобными», а самые суеверные люди даже утверждали, что это никакие не мужчины, а самые настоящие женщины.
Однако, уже составителям древних медицинских папирусов было известно, что это болезнь, и предлагались методы ее лечения. К сожалению, позднее это знание было забыто. И даже в 20-м веке сельские египтяне считали, что кровь в урине является необходимым этапом взросления мальчиков – аналогом месячных у девочек. Когда это происходило у сына, было принято устраивать праздник – считалось, что после этого уже можно подыскивать ему жену.
Давайте же расскажем, почему египетских мужчин считали женщинами.
Найденный в конце 19-го века папирус Эберса был составлен около 1550-х годов до н.э. – такая точность датировки связана с имеющимися в нем астрономическими данными. Но, по своей сути, это медицинский трактат, который содержит известные египетским врачам болезни и способы их излечения.
В качестве одной из них описывается «болезнь ааа» – ее название обычно переводят, как «ядовитое семя». Она считается недугом, вызванным демонами-инкубами, которых насылает бог Сет. Причем, симптомы описываются с той же подробностью, что в современных научных книгах. А для излечения предлагается использовать сладкие ягоды и фрукты, такие, как виноград и инжир, смешанные с медом – тоже вполне разумный совет, если не имеются современные средства.
Египетские врачи знали, что кровь в урине вызывается червями – в папирусе Эберса об этом прямо сказано. Хотя и не понимали механизма распространения болезни, считая, что это токсин ааа, который ночью распространяют демоны. Поэтому свиток содержит несколько заклинаний, а средства против гельминтов советует принимать перед сном. Медики, скажите, насколько это правильно, с точки зрения наших нынешних знаний?
Так или иначе, у эскулапов имелись возможности попрактиковаться – симптомы заболевания высечены на стенах некоторых гробниц, а свидетельства поражения внутренних органов обнаружены у немалого числа мумий и не мумифицированных тел древних египтян.
Однако, теперь мы знаем, что «мужские месячные» (гематурия) вызваны не зловредными демонами, а паразитарной инфекцией, которую называют шистосомоз. Такое название болезни было присвоено по той причине, что данный вид червей не являлся гемафродитами, а имел раздельные полы. Поэтому термин «шистосома» переводится, как «разделенное тело».
Была высказана версия, что изначально шистосомы являлись эндемиками Великих африканских озер, а в страну пирамид попали в период Древнего царства, т.е., 3-2,5 тысяч лет до н.э. Это случилось путем импорта рабов и обезьян из Африки к югу от Сахары. Самый древний известный случай поражения – ребенок, живший в Кении 6,2 тысячи лет назад.
Черви обитают в спокойной пресной воде, которой достаточно в оросительных каналах на Ниле. Благодаря специальным ферментам они способны проникнуть в организм через кожу, заражая крестьян, рыбаков, охотников, сборщиков папируса и представителей иных подобных профессий.
Так как паразит заинтересован в сохранении жизни своему носителю, в большинстве случаев человек может жить с ним много лет. Самым заметным симптомом являются красные выделения в урине. Хотя это и не совсем кровь, а скорее, оболочка слизистой.
Как уже было сказано, к 20-му веку неграмотные сельские египтяне утратили понимание того, что это болезнь. И относились к гематурити, как к необходимому этапу взросления. Что-то вроде: «Теперь ты взрослый мужчина, раз уж подхватил шистосому, сынок!»
В результате египетские пейзане без особого страха купались и стирали свою одежду в Ниле и его многочисленных каналах. Для того, чтобы отучить их от этой вредной привычки, потребовалась целая кампания в различных СМИ, которая продолжалась до 1990-х. Так что, все, кто родился до этого времени, помнят рекламу, предупреждающую, что нельзя заходить в воду.
Шистосомоз и сейчас является распространенной эндемичной инфекцией, встречающейся в тропической Африке и Южной Америке. Чтобы избавиться от него, следует пройти сравнительно короткий курс лечения, но 5-10 долларов – слишком большая цена для многих африканцев. Поэтому по распространению этот недуг стоит на втором месте после малярии.