Найти в Дзене

ОЖОГ. XXX лет Live vol. 1

Оглавление

«Кто войдёт в ад, уже никогда из него не выйдет!» – продекламировал нидерландский живописец Ганс Мемлинг более пятисот лет назад. Для дня сегодняшнего его высказывание также актуально. И в мире современном мало что поменялось в лучшую сторону.

Олег Рядчиков, автор рецензии. Фото из личного архива
Олег Рядчиков, автор рецензии. Фото из личного архива

В период с конца 90-х и до начала 00-х я искал новые формы радикального самовыражения творческих единиц на территории русскоязычного пространства (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан). И благодаря своей настойчивости, нашёл творческие родники во всех уголках нашей некогда Великой и прекрасной Родины (СССР).

В Казахстане были группы АДАПТАЦИЯ и ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, в Белоруссии – КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ и СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ, на Украине – БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, в России – ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, ОЖОГ, РАДА и ТЕРНОВНИК, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, КОЛОВРАТ и другие.

«Страшно впасть в руки Бога живого!» – написано в священном писании. Но куда деваться, если ты предстал и теперь ныне должен? Русский андеграунд есть (быть) вещь очень болезненная и небезопасная. Это такая «игра в смерть» (музицирование), где проигравший умирает физически, а выигравший – ментально. Сталкерами в лабиринтах этой «игры» были такие группы как ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОЖОГ, ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА и так далее по списку. Мне бы хотелось рассмотреть такое явление московской сцены как ОЖОГ Константина Мишина.

 Фото из архива ВК гр. ОЖОГ
Фото из архива ВК гр. ОЖОГ

Ну, что, давайте поиграем?!

Группа образовалась в 1993 году в Москве. Основным лидером коллектива стал выше упомянутый Константин Мишин – поэт, музыкант и организатор многих концертов: как своей группы, так и дружественных по духу коллективов. Группа Мишина сделала акцент на пост-панке во всех смыслах этого слова: как в музыкальном, так и в ментальном (поэтическом) плане. За время своей музыкальной деятельности ОЖОГ записал более десятка альбомов. Последним из них стал концертный альбом «XXX лет Live vol. 1» – вот на нем бы я и становился поподробнее.

Обложка концертного альбома «XXX лет Live vol. 1».  Фото из архива гр. ОЖОГ.
Обложка концертного альбома «XXX лет Live vol. 1». Фото из архива гр. ОЖОГ.

Альбом интересен тем, что он имеет не студийное, а живое звучание. Он идет от крови, мяса и костей, как говорится. Отсюда и высказывание Мишина, что песни они поют про людей не самых нормальных, но, к сожалению, реальность такова. «Любовь в глазах смотрящего!» – скажете вы! – и это так. Но любовь бывает разная: бывает сопливая, а бывает и страшная. Мишин поет о несопливой любви. Мне в данном случае вспоминаются стенания падре Пио: «Ничто не может рассеять глубокой тьмы, в которой я нахожусь. Кажется, вот-вот меня поглотят воды скорби. Я истощен, лишен сил, физических и моральных, я молюсь, но в ответ ни одного луча света с высоты; я беспрерывно взываю о помощи к Всевышнему, и гортань моя иссохла. Боже мой, кто освободит меня из этой страшной темницы, из этого двойного Ада?».

Страшные слова, не правда ли ? А ведь песни Мишина раскрывают именно ту реальность, смотря в которую, современный пророк Пио, вглядываясь, отчаивается ! А после кричит: «Человек будет уничтожать человека. Исчезнет земля, большая земля. Одна сторона мира будет стерта с географической карты навсегда. С ней исчезнет история и богатство человечества!»

Вот об этом и поет практически монотонным и холодным голосом в микрофон Константин Мишин. Реальность невкусная (вкус есть божественность), как и правильное питание. Если от неё не отворачиваться, а смотреть ей прямо в глаза. Мишин своим выступлением на концерте проводит Dasein-терапию, как психотерапевтический сеанс, совмещающий традицию психоанализа с философией современного мира. Отсюда герои песен ОЖОГА – мизантропы, алкоголики и психосоматики. Ну, как вам читающие, «игра»?

В Dasein-терапии необходимо сначала зафиксировать реальность, осознать её значение (смысл), а после, приняв, отработать. Мне кажется (а я был на концерте ОЖОГА), Константин именно так и действует: скорее всего, интуитивно, давая возможность подумать неглупой публике, о чем он им кричит в микрофон (кстати, публика не пляшет, а слушает, что важно).

Олег Рядчиков и Константин Мишин (гр.ОЖОГ)
Олег Рядчиков и Константин Мишин (гр.ОЖОГ)

Слушать ОЖОГ в живом исполнении невероятно интересно. Так как все песни выверены музыкально и поэтически – единой концептуальной формулой. Формулой работы со слушателем в рамках острого социального высказывания. По мне, это очень интересно и нужно. Мишин на сцене не пляшет и не кривляется, потому что его контекст не подразумевает лицедейства. Егор Летов, кстати, тоже в последние годы жизни на сцене позерством не занимался.

Поэтическая картина мира песен группы ОЖОГ – это заводы, чердаки, подвалы, гастрономы в которых обитают заброшенные кем-то (конечно, бытием) маргиналы и просто психически больные люди.

Мне мир песен ОЖОГА напомнил незаконченный роман Кафки «Замок». Там тоже – зима, бюрократия, канцелярия, и нет Бога. Реальный мир в песнях группы болен, и лечится он не красотой традиционных ценностей и верой в Божественное, а водкой, транквилизаторами, наркотиками, антидепрессантами и нейролептиками, закапывая себя все глубже и глубже в котлован Платонова. Вот такая «игра», в которую нам предлагает сыграть вместе с ней на концертах московская группа ОЖОГ.

И в заключение хочу сказать, что ОЖОГ – это зеркало. Всмотритесь в него (на себя) и полюбуйтесь. Вы прекрасны?

Олег Рядчиков. 30.04.2024.

Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: