Русаков Сергей Константинович родился в Красноярске в 1958 году. В Красноярском институте искусств начал профессионально заниматься керамикой. Позже переехал в Ленинград. В 1985-м закончил ЛВХПУ им. Мухиной, до 1992-го года работал в Художественном фонде. С 1992-го года член Союза художников России.
Вот как описывает свой приход на Фарфоровый завод сам Сергей Константинович: "В середине 1990-х мой одногруппник Сергей Соколов, в ту бытность – главный художник, предложил мне устроиться сюда на работу, что было очень престижно. Чуть позже завод выкупили американцы. С ними у меня отношения не сложились, и я пошел преподавать в академию на свою кафедру. На завод мне предложили вернуться через несколько лет, уже при нынешних акционерах." С.К. Русаков работает на Фарфоровом заводе с 1995-го года.
На канале "Порцелиновый фан" уже были представлены некоторые из произведений С.К. Русакова - в статье о современных силуэтных рисунках, выполненных на фарфоре (см. здесь https://dzen.ru/a/Y3dZIl0t1WaBndij). В частности - на чашечках формы "Чёрный кофе" костяного фарфора от Э.М. Кримера. Эта была целая серия рисунков с очевидным отсылом к жизни усадебной, помещичьей России первой половины XIX-го века. Из данной серии лично у меня есть всего две чашечки: "Вдвоём" и "Гость".
Приведённые выше образцы - не единственное обращение С.К. Русакова к рисунку силуэтом. В 2012-м году он создаёт несколько сервизов, а также серию рисунков "Бородино", исполненных на кофейных парах формы "Чёрный кофе", связанных с темой Отечественной войны 1812-го года. Силуэты военных различных частей и родов войск дополнялись чёрно-белыми рисунками фрагментов карты боевых действий битвы при Бородино. Названия отдельных рисунков предположительные (см. галерею ниже)...
А это - полноценный сервиз на всё ту же тему, с чёрными силуэтами и дополнительным золотым декором, копирующим декор "военных" тарелок XIX-го века. Сервиз исполнен на восстановленной форме XIX-го века. Сейчас форма называется "Гербовая", в позапрошлом веке она называлась "Китайская".
Ещё два "костюмных" сервиза с цветными рисунками на тему видов русской лёгкой кавалерии в Войне 1812-го года: ""Уланский" и "Гусарский".
В настоящее время выпускается с монохромными рисунками (деколями), что удобно при производстве... С рисунками гусар и дополнительным декором в виде стихов Дениса Давыдова, написанными от руки (Полагаю, что от руки С.К. Русакова) выпущена также серия бокалов формы "Ленинградский". В целом, соединения рисунка с рукописным тестом, иногда - с наложением (коллаж) - приём, давно опробованный в книжной графике. Но с начала 1990-х и по сей день книжная иллюстрация находится в тяжелейшем кризисе. Как не раз объяснял мой однокашник, с которым мы сиживали за одной партой, ставший затем художественным редактором одного из самых известных частных издательств России, - иллюстрация в современной книге не нужна, нужна обложка, которую приятно взять в руки. Обложка должна быть оформлена так, чтобы у взявшего книгу в руки мгновенно появлялось бы желание её купить. Обложка - это фантик, манок, этикетка, реклама. А что там внутри книги написано - дело десятое, хоть лютый бред от сивой кобылы. Вспомним также великолепные образцы типографии коробочек для конфет бренда "Коркунов". Сами конфеты среднего и низкого качества, зато коробочка - наслаждение для глаз! Художники-графики, держащиеся за ручной рисунок, нынче не в чести, так что можно сказать, что С.К. Русакову очень повезло, что он может работать с фарфором.
Ещё пример рисунков (а не росписи!) - серия "Очерки" - на Библейскую тематику. Сам С.К. Русаков говорил в одном из интервью, что он как-то сделал иллюстрации к Псалтырю - книге псалмов из Ветхого Завета. Возможно, это "Очерки" и есть... Всего тарелок с рисунками должно было быть 16, но на сайте Госкаталога представлено только 12 из них. Для представления серии - более чем достаточно.
Несколько пластов из серии "Прогулка" (по Санкт-Петербургу) С.К. Русаков сделал в 2011-м году. Типичный рисунок по фотографии. Даже по приведённым примерам видно, что художник не делает единичных работ, а создаёт серии. Это удобно, потому что серия - всегда единая эстетика. Разработал эстетику - дальше рисунки идут практически автоматически, пока не закончится вдохновение.
Про автопортрет С.К. Русаков не позабыл (молодец!).
Серия городских пейзажей под названием "Синий город" создана в 2011-м году. По технике - скорее всего - литография с подрисовкой абрисом по фото. А на фарфор изображение перенесено деколью. Если кто считает (точно знает!) иначе - поправьте меня.
И снова - графика на основе рисунка. Декоративные тарелки с очередными видами Санкт-Петербурга и соответствующей подписью. 2012.
Серия рисунков "Птицы" для ваз и для пластов от 2011-го года. Невооружённым глазом видно стремление С.К. Русакова к КОНЦЕПТУАЛИЗМУ. С точки зрения творчества, увеличения количества работ - очень удобная позиция. Потому что собственно концепт - это ИДЕЯ. Т.е. придумывается идея, воплощается крайне примитивными средствами (а значит, с лёгкостью необычайной!), делается без труда огромное количество простейших рисунков, при этом художник приобретает титул оригинала. Такие работы можно создавать до посинения, пока самому скучно не станет.
В такой гамме разных оттенков голубого и сиреневого, на которых отпечатан ручной абрис с фотографий видов Санкт-Петербурга, расписан сервиз "Городские этюды" на форме "Банкетная". Тоже своего рода КОНЦЕПТ.
Серия декоративных тарелочек и криммеровских бокалов с видами мостов Санкт-Петербурга создана в 2017-м году. Опять-таки - простенькие рисунки по фото. Цвет добавлен акварелью. На фарфоре такая деколь выглядит замечательно. Для туристов - в самый раз!
В "нулевые" годы Русаков показал себя страстным поклонником Вильяма нашего Шекспира, и создал серию тарелочек на тему. К Шекспиру он отнёсся очень бережно и душевно... Единственный нюанс - декор получился как оформление книги. Причём, не как иллюстрация, а именно как оформление обложки и шмуцтитулов. По-видимому, он работал над книгой, но работу по каким-то причинам не приняли, а на ИФЗ дали "зелёный свет" - да делай ты как хочешь! Русаков С.К.: "Второе мое увлечение – иллюстраторская работа". Верю!
В 2013-м году С.К. Русаков сработал как скульптор посудных форм (и для него данный опыт был не первым), создав новый фасон для кофейного комплекта (сервиза) под названием "Купеческий". Такая форма - яркий пример того состояния недоумения, в котором и в 2013-м году, и до сих пор находится не только Российская, но и мировая фарфоровая отрасль. На что похож этот чрезмерный, бьющий в глаза декор из серии "сделайте мне красиво"? Похож на вещи, которые делались в 1870-е-1880-е года на фирмах Лиможа по заказам нуворишей - буржуазии со специфическим вкусом - денег. Отсюда - чрезмерность декора. Тогдашнее время в отношении стиля называют Безвременьем или ЭКЛЕКТИКОЙ. когда работая по указке не обладающих вкусом "денежных мешков", художники создавали подобные "пересоленные" и "переслащённые" вещи. Пока в результате накопленного опыта и внедрения новых технологий и материалов не появился (чуть не мгновенно, и казалось - ниоткуда) новый Большой стиль, затронувший все тогдашние развитые страны - АР-НУВО (его русское ответвление традиционно называют РУССКИМ МОДЕРНОМ). Оно характеризовалось тем, что моду людям с деньгами начали диктовать художники и скульпторы, а не наоборот. А люди с деньгами занимались теми делами, в которых разбирались, а не лезли к художникам со своими представлениями о прекрасном. Явно видно, что современный мир - в лице элит, которые только и знают, как "пампить-пампить нефть" - до подобного понимания не созрел.
А самым первым фасоном, который С.К. Русаков создал на Фарфоровом заводе, и которым до сих пор продолжает гордиться, является "Баланс". Очевидное стремление к модернизму, к концептуализму. Видимо, рассказы о работе Малевича и Суетина на ГФЗ не прошли мимо сознания С.К. Русакова. Результат фантазий - вот такая форма.
Ну а кроме того, С.К. Русаков гордится тем, что недавно воссоздал форму вазы "Крокус", разработанную Суетиным в 1935-м году. На самом деле этот процесс больше технологический, чем творческий, и при минимальном нормальном современном оборудовании (трехмерный сканер и 3D-принтер) не требует тех героических усилий, что приложил С.К. Русаков в этой работе. Но это вопрос не к нему, а к семейству Цветковых, которому ныне принадлежит бывший изначально государственным (сначала принадлежал Государям, затем - государству) первый Фарфоровый завод России, а также - к "своим буржуинским" на самом верху, которые позволили такую операцию (заново приватизировать предприятие, хотя суд первой инстанции признал незаконной приватизацию завода в начале 1990-х годов) провести.
Лично мне нравится роспись С.К. Русаковым сервиза сравнительно новой формы "Сад" (автор формы Сазонова Е.В.). Роспись достаточно лаконичная по колерам (красный и золото) и зрительно очень интересная (опять-таки - графичность, хотя и излишне броская - за счёт красного).
Работу на Фарфоровом заводе Сергей Константинович совмещает с преподавательской деятельностью на кафедре керамики и стекла в СПГХПА им. Штиглица, которую он ведёт с 2001-го года. Вот как он сам характеризует данную деятельность: "Преподавание – это гимнастика для ума. Я, постоянно находясь в этой среде, все время тренирую мозги, анализирую работы студентов и других художников. Впоследствии умение просчитать и верно оценить переходит на любые процессы. Единственный недостаток – анализировать нужно быстро."
Всё это очень здорово, только кому сейчас нужны выпускники кафедры керамики и стекла? Куда они пойдут работать, кроме ИФЗ? Устроятся в Великом Новгороде, на заводе "Пролетарий"? Так он давно закрыт, одни стены остались. Уедут на "Красный фарфорист" в Грузино? Такая же картина. Под Рыбинск, в "Песочное"? Так там уже и стен нет. При СССР выпускники бывшего Училища Штиглица могли разъехаться в республики. Например, на Рижский завод (ныне закрыт), на заводы в Белоруссии (была два, сейчас остался один Добрушский), на один из заводов Украинской ССР (из когда-то 30-и предприятий сейчас не работает ни одно). При царях, а потом и в Советское время в Училище ставили технику ручной росписи. "Правильная" работа кистью при росписи фарфоровых изделий доводилась до автоматизма. Цветочно-растительные узоры в ручной росписи стали своеобразной "фишкой" ЛФЗ 1970-х-1980-х годов, по которой сразу признавали бренд. И где сейчас эти росписи? Все "билибинские" чашки декорируют шелкографией. Иные вещи - если не шелкографией, то деколью. Подглазурной росписью - редкие музейные образцы. Чему может научить студентов художник-график? Графике. Работе с красками, работе с кистью он точно не научит, технику не поставит. А остались те, кто этому учит? И кому теперь такие способности нужны?
В последнее время меня часто упрекают в критике тех художников, о творчестве которых я пишу. Я художников вообще ни в чём не упрекаю. В конце концов каждый пианист играет как умеет. Ситуация гораздо хуже, и дело вовсе не в художниках и их предпочтениях.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!