Найти тему
Порцелиновый фан

Силуэты в фарфоре ИФЗ (ЛФЗ).

Моё  небольшое собрание из совершенно не полных серий с силуэтами Е.М. Бём и С.К. Русакова. Рисунки Е.М. Бём: "Помощница" (слева) и "Друзья". Рисунки С.К. Русакова: "Гость" (слева) и "Вдвоём".
Моё небольшое собрание из совершенно не полных серий с силуэтами Е.М. Бём и С.К. Русакова. Рисунки Е.М. Бём: "Помощница" (слева) и "Друзья". Рисунки С.К. Русакова: "Гость" (слева) и "Вдвоём".

Мода на силуэты в России появилась в эпоху классицизма вместе с альбомами барышень (и не только) из дворянских семей. Рукописные альбомы прочно вошли в русскую жизнь, чему поспособствовал А.С. Пушкин с его знаменитыми стихами в альбомы А.П. Керн, Е.Н. Ушаковой и пр. Альбомы принято было украшать акварелями, стихами, силуэтами владельца (владелицы) альбома, его (её) родни и друзей. Родился спрос - появилось и предложение! Предприимчивые самородки, вооружившись маникюрными ножницами, готовы были где-нибудь в парке в выходные за минуту вырезать силуэт твоего профиля из цветной бумаги в обмен на горсть меди (это уже мои воспоминания времян до интернета!). И если силуэт был удачен, его можно было вклеить в альбом или даже поместить в рамочку! Некоторые девочки из моего класса вели альбомы в подражание XIX-му веку, но были ли в них силуэты? - этого, конечно, сейчас уже не вспомнить.

Новое дыхание силуэтам дала художник-график второй половины XIX-го века Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве - Эндаурова). Фактически её произведения представляли собой графические монохромные рисунки с вкраплениями силуэтов животных и людей.

Она иллюстрировала произведения Некрасова, сценки из крестьянской жизни, одновременно увлекалась литографией, литографируя собственные рисунки. В 1875-м году Е.М. Бём создаёт альбом открыток "Силуэты", а в 1877-м году - знаменитый альбом "Силуэты из жизни детей". Оба альбома были напечатаны "Картографическим заведением" А.А. Ильина. В начале 1890-х годов создала иллюстрации к повести Н.С. Лескова "Оскорблённая Нетэта".

Рисовала открытки и делала иллюстрации в детские журналы "Игрушечка", "Малютка", иллюстрировала сказку "Репка". Создала альбомы "Пословицы в силуэтах" (1884), "Поговорки и присказки в силуэтах" (1885), "Азбука". Иллюстрировала И.А. Крылова и И. С. Тургенева ("Записки охотника").

Уже после смерти Е.М. Бём её творчество было оценено за рубежом. В 1920-е годы в Париже в эмигрантском издательстве выходит её "Азбука" на 28-и открытках. Часть "Азбуки" была выпущена отдельным изданием в США после Второй Мировой войны. Для граждан СССР творчество Е.М. Бём было вновь открыто только в 1980-е годы вместе с переизданием её иллюстраций. Но в то время на головы Советских людей свалился просто какой-то информационный вал, где по-настоящему интересные материалы соседствовали с откровенной пропагандой (т.е. либо ложью, либо информацией, где все акценты были ангажированы, а смыслы передёрнуты), направленной отнюдь не на развитие страны, и тем более - её культуры, поэтому для многих и многих и теперь имя Е.М. Бём мало о чём говорит.

За новый всплеск интереса публики к творчеству Е.М. Бём следует поблагодарить руководство ИФЗ (ЛФЗ), которое решилось на выпуск серии кофейных чашек с её рисунками. Получилось просто здорово! Я насчитал в серии десять кофейных пар с разными рисунками. Если кому-то известно о большем количестве, присылайте дополнительные фото в комментариях. Смотрим галерею!

Фантазиями на тему дворянской России пушкинской поры отличился и наш современник, художник и скульптор ИФЗ Сергей Константинович Русаков (род. 1958). Серия кофейных пар на форме "Чёрный кофе" с его силуэтами была также выпущена на ИФЗ в начале "нулевых". Характерной особенностью данной серии является то, что полный рисунок невозможно осмотреть сразу весь. Чтобы понять, что именно изображено на чашке, надо её хорошенько повертеть. Предположительно, всего было выпущено 6 (шесть) кофейных пар серии. Смотрим галереи...

Вообще, рисунок в виде монохромного (часто - чёрного) силуэта на белой глазури фарфора делали на множестве предприятий мира с незапамятных времён. Выглядит всё это очень эффектно и строго, в то же время сил на декор в виде деколи уходит немного. В подобной же графической манере на ЛФЗ, а потом и на ИФЗ делали вещи и к "Олимпиаде-80" в Москве, и к Фестивалю молодёжи и студентов "Москва-85". Выпустили и запомнившуюся многим пару с силуэтом А.С. Пушкина. Смотрим следующую галерею...

Интересны бокалы фасона "Ленинградский" (автор Э.М. Криммер) с "силуэтными" рисунками на тему произведений А.С. Пушкина - тоже детище знаменитого питерского завода... Автор рисунков - Нина Павловна Славина. 1987.

Конечно, в той или иной степени все графические работы тяготеют к силуэту (абрису), поэтому к данной рубрике подошли бы и пара с автопортретом А.С. Пушкина, выполненного пером, и кофейная пара на форме "Майская" с рисунком "Посвящение А.А. Ахматовой", и чашка с автопортретом нового-старого кумира любителей рок-музыки - лидера группы "Пикник" Э. Шклярского...

Ну и в дополнение спешу заметить, что не только на ЛФЗ\ИФЗ "баловались" силуэтами. В похожей манере пытались работать и в Дулёво (но как-то вяло). Например...

Друзья, это канал фарфороголика на платформе Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре. Если интересуетесь темой или хотите оставить комментарий - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.