У психосоматического пациента недостаточный нарциссизм, можно сказать, что у него произошла нарциссическая утечка. Это люди, которые остро ощущают недостаток "напитанности", они часто хорошие работники, не отказывают, подстраиваются. Это люди, которые нуждаются в нашем внимательном отношении в процессе всей терапии, можно сказать тотальной включенности в него. Много чего непрогореванного в том числе и нарциссических утрат. Может быть высокая двигательная активность, так как путь психической переработки для таких людей не развит. Также может наблюдаться оператуарное мышление, речь не наполнена аффектами, то есть ровная, скучная, в чувствах сложности, нет понимания себя, слабая ментализация. Эстер Бик и Мишель Фэн описали явление, которое называется императив преждевременного Я. Это дети, которые вынуждены развиваться быстрее своих сверстников. Травмированная часть у них находится очень глубоко, а вторая часть развивается очень быстро. Такие дети становятся как будто взрослыми и мудрыми, быстро развиваются речевые способности, чтобы опираться на речь. Они быстро развиваются в спорте, чтобы опираться на свой мышечный каркас. У этих детей не сформированы внутренние объекты и они пытаются опираться на внешнее (про внутренние объекты читайте отдельную статью у меня в профиле). Эстер Бик сказала, что эти пациенты остаются инфантильными. «Эссенциальная депрессия, или БЕЗобъектная, точнее, ДОобъектная депрессия. [В личной истории пациентов обнаруживаются] анаклитическая депрессия Р. Шпица, "комплекс мертвой матери (физически присутствующая, но эмоционально отсутствующая мать, внезапно погрузившаяся в горе из-за смерти близкого человека, выкидыша) А. Грина» (Из статьи Фусу Л.И)
Приветствуется молчание аналитика, но и в полной тишине не нужно оставлять пациента, то есть молчание должно быть достаточным, но не слишком долгим. В работе аналитик должен оставлять небольшие паузы, то есть с этими пациентами слишком долгое молчание аналитика не приветствуется. Важно первичные объекты не трогать, про родителей не хорошо не плохо не отзываться и не комментировать. Контейнирование, слушание, не подталкивание- все это важно в первые годы анализа. Говорить о том, о чем пациент молчит, техника "повторение сказанного пациентом" не работает, так как это причиняет боль. В таком случае, например Пьер Марти возвращается к тому, о чем пациент говорил охотно, например о работе.
Про кадр: работа лицом к лицу 1-2 раза в неделю. Важно ничего не менять даже в кабинете, не говоря о самом кабинете (локация). Чем сложнее пациент, тем для него важнее стабильность. Для некоторых пациентов перестановка в кабинете или ремонт может быть ситуацией травматического невроза, таких пациентов важно подготовить заранее, рассказать о переменах задолго как они произойдут.
Дезобъектализация-это процесс в котором субъект перестает инвестировать объект и на то есть причины, например мать была отсутствующей или была строга, то есть была не добра к ребенку и когда пациент на 2-3 сеансе улучшает свое функционирование, то это возможно было связано с найденным объектом в лице аналитика. То есть аналитику удалось «увидеть» своего пациента, инвестировать, напитать его, дать то в чем он нуждался. В процессе терапии осуществляется реобъктализация и запускается процесс реорганизации за счет отношений с аналитиком. Возможно, впервые человек нашел понимание, был услышан и может быть с ним это произошло впервые в жизни и именно это улучшило его функционирование и напитало его. Работа аналитика по связыванию запустила работу психического аппарата. Любая связка ведет к более высокому уровню функционирования пациента.
Ошибки аналитика
Также может ухудшится функционирование пациента по разным причинам, психоаналитик мог не сконтейнировать чувства пациента или перегрузить его, подобно маме, которая могла говорить что-то из серии «у меня голова болит не могу сейчас слушать», то есть не только утешить ребенка не удавалось маме, но мама еще добавляла своего тяжелого материала. Часто так бывает, когда пациент говорит об очень тяжелых событиях и чувствах, аналитик начинает уточнять что-то, прояснять, то есть не может выслушать спокойно материал пациента, а в этот момент пациент нуждается в выражении своего страдания в слушании его истории и тогда такие вопросы только мешают и это является ошибкой аналитика. Таким образом пациент может ощущать, что его не принял аналитик. Если у пациента нет возможности справится с возбуждением путем действий (петь, танцевать), то есть моторно, то самое последний путь-это соматический и подобные ошибки терапевта, к сожалению могут вести и к соматизации пациента. Может существовать инвестирование процесса психотерапии, но не аналитика и такой путь может выбирать пациент. Это связано как обычно с первичными объектами, ребенок уловил, что первичный объект был источником страданий и тогда сложно инвестировать коллег по работе, сложно заводить друзей, сложно быть в длительных отношениях, так как они приносят страдание. То есть инвестировать людей может быть болезненным для пациента и конечно на сеансе происходит тоже самое и с аналитиком, он мало или вовсе не инвестируется пациентом. Негативный перенос на аналитика может быть спровоцирован самим аналитиком, если аналитику не удается целиком и полностью принять пациента или его часть, которую пациент сам в себе не принимает, то конечно пациент начинает злиться на аналитика и если аналитик осознает, то что это в конечном итоге его ошибка и исправляет ее, до того момента конечно как пациент покинул терапевта, то отношения с аналитиком восстанавливаются и процесс терапии идет своим ходом.