Найти тему
Фольклорист-любитель

Лесная дева || Чешская сказка

Жила-была девочка по имени Бетушка. Мать её была бедной вдовой, всего состояния у них было - домик-развалюшка и пара козочек. Но Бетушка не унывала и всегда была весела.

С весны и до осени пасла Бетушка своих козочек в берёзовой роще. Мать давала ей с собой кусок хлеба, да еще клала в котомку веретено, чтобы Бетушка без дела не сидела, а пряжу пряла. А прялки-то у них в хозяйстве и не было, поэтому Бетушка накручивала льняную кудель вокруг головы.

Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)
Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)

Бетушка брала котомку и, весело напевая, бежала вприпрыжку со своими козочками в рощу. Козы паслись, а Бетушка садилась под дерево, и левой рукой тянула нить из кудели, которая была у неё на голове, а правой крутила веретено. Веретено так и летало, так и кружило! А Бетушка ещё и напевала про себя, пока козы паслись и шумела вокруг берёзовая роща.

Когда же солнце поднималось высоко над головой и приближался полдень, Бетушка опускала свое веретено, угощала козочек хлебом, а сама уходила подальше в лес - за земляникой или другими ягодами, поспевшими в лесу. Потом она доедала свой хлеб, а поев - принималась петь и плясать. Солнышко улыбалось, глядя на неё сквозь зелень деревьев, а козочки любовались на неё, нежась в мягкой траве, и думали: "Какая же веселая у нас пастушка!"

После танцев она снова усердно пряла и никто не мог упрекнуть её, что к вечеру мало спрядено.

И вот однажды в полдень после своего скудного обеда собралась было Бетушка по своему обычаю немного поплясать - как вдруг, откуда не возьмись - стоит перед ней прекрасная панна. Платье на ней - белое и тонкое, как паутинка, золотые волосы струятся до самой талии, а на голове - венок из полевых цветов. Бетушка так и замерла.

Дева улыбнулась ей и говорит сладким голосом:

- Детка, ты любишь танцевать?

От этих ласковых слов страх Бетушки сразу улетучился и она ответила:

- Ох, так весь день бы и плясала!

- Тогда давай, я буду с тобой танцевать, я тебя научу!

Сказав так, прекрасная панна приподняла край юбки, обняла Бетушку и закружилась с ней в танце. В тот же миг над из головами раздалась такая чудесная музыка, что сердце Бетушки так и зашлось. "Музыканты" сидели на ветках берёз в черных, серых, коричневых и пятнистых платьях. Это был хор лучших музыкантов, собравшихся по велению прекрасной девы: соловьи, жаворонки, зяблики, щеглы, вьюрки, дрозды серые, дрозды черные и даже весьма искусный дрозд-пересмешник.

Щёки Бетушки горели, глаза блестели, она забыла и о пряже, и о козах, а смотрела только на прекрасную панну, которая беззаботно кружила вокруг неё, да так легко, что ни одна травинка под её ножкой не склонилась. Они танцевали с полудня и до самого вечера, не останавливаясь, а Бетушка не чувствовала ни малейшей усталости!

Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)
Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)

Наконец, прекрасная дева остановилась, музыка смолкла - и дева как появилась, так и исчезла. Бетушка оглянулась - солнышко уже садилось за лесом; подняв руки над головой, нащупала она неспряденный лён и вспомнила о пустом веретёнце, валяющемся в траве.

Бетушка сняла с головы кудель, положила её в котомку вместе с веретеном и, позвав козочек, пошла домой. Впервые она не пела по дороге, а горько сожалела, что поддалась чарам прекрасной панны из леса, и дала себе обещание, что уж в следующий раз-то, если придет опять к ней прекрасная панна - быть умнее и не слушаться.

Козы, не слыша позади веселого пения, оглядывались, чтобы проверить, идет ли вообще за ними их пастушка. Даже мать Бетушки удивилась и спросила, не заболела ли дочь, часом, и почему же она не поёт.

- Да нет, мама, я не больна. Просто у меня от пения уже в горле пересохло, вот я и не пою, - извинилась Бетушка, решив пока спрятать неспряденную кудель.

Она знала, что мать не сразу бралась за пряжу, и хотела доделать всё на следующий день. Поэтому и не упомянула Бетушка ни слова о прекрасной деве.

На следующий день Бетушка, как обычно, снова погнала коз в берёзовую рощу и снова радостно запела. Прибежав в рощу, Бетушка отпустила коз пастись, а сама села под дерево и принялась за работу, при этом напевая про себя - потому что ведь с песней работа так и спорится.

Солнце указывало на полдень.

Бетушка дала козочкам по куску хлеба, сбегала за земляникой и, вернувшись, заговорила с козами.

- Ох, мои дорогие, ведь мне сегодня нельзя танцевать, - вздохнула она после обеда и стряхнула крошки с колен в ладонь, а затем высыпала на камень для птичек.

- А почему бы и нет? - послышался веселый голос, и снова перед Бетушкой появилась прекрасная панна, словно спустившись с небес.

Бетушка испугалась еще больше, чем в первый раз, и даже зажмурилась, чтобы не видеть деву. Но, когда дева еще раз повторила вопрос, Бетушка робко ответила:

- Ой, простите меня, прекрасная панна, не могу я с вами танцевать, меня мама заругает, если я опять не спряду кудель, как вчера. Сегодня придется работать до самого заката, чтобы наверстать вчерашнее!

- Просто потанцуй со мной, а уж после захода солнца помощь сама придет! - так сказала прекрасная панна и, взявшись за край юбки, приобняла Бетушку, запели-заиграли "музыканты" в берёзовых кронах, и танец начался! Еще быстрее, еще легче и невесомее танцевала прекрасная панна, а Бетушка не могла отвести от неё глаз, опять забыв и о козах, и о льняной кудели.

Наконец, остановились ноги прекрасной танцовщицы, смолкла музыка, начинался закат. Бетушка всплеснула руками, дотронулась до неспряденной кудели и заплакала.

Но прекрасная панна только улыбнулась. Она сняла кудель с головы Бетушки, обернула лён вокруг тонкоствольной берёзки, взяла веретено и начала прясть. Веретено так и плясало по земле, а пряжа на него будто сама накручивалась. К тому моменту, когда солнце окончательно скрылось за лесом, веретено уже было полно пряжи, и даже вчерашняя кудель была спрядена.

Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)
Художница Трина Шарт Хайман (Trina Schart Hyman)

Подавая Бетушке полное веретено, прекрасная панна сказала:

- Вот, нитку тяни - никого не брани. Запомни мои слова: нитку тяни - никого не брани!

После этих слов она исчезла - как сквозь землю провалилась.

Бетушка осталась очень довольна и по дороге домой подумала: "Ну, раз она такая хорошая, то и в следующий раз попляшу с ней, если она придет!" И снова запела, чтобы козочкам было веселее идти.

Но дома её встретила хмурая и недовольная мать. Днем она решила перемотать пряжу и увидела пустое веретено, а потому и встретила дочь руганью и упреками:

- Почему пряжу не спряла, чем вчера весь день занималась?

- Прости, мама, я немного потанцевала, - смущенно ответила Бетушка. - Но зато сегодня я напряла за два дня! - добавила Бетушка, показывая матери полное веретено.

Мать замолчала, пошла доить коз, а Бетушка убрала веретено. Ей хотелось рассказать матери, что случилось, но она опять подумала: "Нет, не сейчас. Расскажу, если та панна опять появится. Вот расспрошу её обо всем и расскажу маме".

Такое решение приняла Бетушка и ничего в тот день не сказала. А на третий день пошла, как обычно, пасти коз в берёзовую рощу. Козочки паслись, а Бетушка, сидя под деревом, пряла и напевала. Вот солнце показало полдень, и Бетушка отложила прялку, дала козочкам по кусочку хлеба, набрала земляники и сама пообедала, а после стряхнула крошки птицам.

- Ну что, мои козочки, уж сегодня-то я для вас как попляшу! - весело сказала Бетушка.

Она вскочила и уже скрестила руки. Ей хотелось посмотреть, получится ли у неё танцевать так же красиво, как танцевала прекрасная дева - а та уж перед ней стоит!

- Давай танцевать вместе! - улыбнулась прекрасная дева.

Она обхватила Бетушку, и в тот же момент над их головами зазвучала музыка, и они закружились в танце. Бетушка забыла и про коз, и про веретено, она видела только прекрасную деву, чье тело извивалось, как ивовый прутик; она слышала только чудесную музыку, от которой ноги сами в пляс шли. Так они и протанцевали с полудня и до самой ночи. Наконец, прекрасная дева остановилась, и музыка смолкла. Бетушка оглянулась: солнце было уже за лесом. Она подняла руки над головой, дотронулась до неспряденной кудели и расплакалась - так ей было страшно, что мать опять начнет ругаться.

- Дай-ка мне свою котомку, - сказала прекрасная дева, - я восполню тебе все то, что ты не спряла!

Бетушка подала ей свою котомку, и на короткий миг прекрасная дева исчезла, а затем появилась вновь и вернула Бетушке её котомку со словами:

- Сейчас не смотри, до дома береги!

А после этого исчезла, будто ветром её сдуло.

Бетушка боялась заглянуть в котомку, но на полпути не выдержала: котомка была такой легкой, будто там и вовсе ничего не было, и Бетушке хотелось посмотреть, не обманула ли прекрасная панна. Как она вздрогнула, когда увидела, что котомка полна берёзовых листьев! Тут она начала жалобно плакать, упрекая себя за легковерие.

Разозлившись, она выбросила пригоршню листьев и хотела было вывернуть котомку, но потом подумала: "Отдам лучше козочкам", - и не стала выбрасывать листья.

И все же ей было страшно идти домой. Козы снова не узнавали свою пастушку.

На пороге её встретила встревоженная мать:

- Боже мой, девочка, что за пряжу ты вчера притащила? - были её первые слова.

- А что такое? - спросила обеспокоенная Бетушка.

- Да когда ты ушла, я решила перемотать пряжу. Мотаю, мотаю - а она все не кончается и не кончается! Я разозлилась, да как крикну: "Кой ч•рт её прял!" - и в тот же миг вся пряжа исчезла, как ветром сдуло. Теперь скажи мне, что это было?!

Тут пришлось Бетушке сознаться и всё рассказать о прекрасной панне.

- Да это же лесная дева была! - воскликнула испуганная мать. - Они нападают в полдень или в полночь. Но девочек они щадят и, бывает, даже одаривают. Вот если бы ты мне сразу всё рассказала, я бы уж не стала браниться, и была бы у нас сейчас полна комната пряжи.

Лесная дева. Художник Штефан Цпин (Štefan Cpin). Иллюстрация к "Серебряной книге сказок" Божены Немцовой. Возможно, у кого-то была в детстве Золотая или Серебряная книга со сказками Божены Немцовой! Обе эти книги были переизданы и сейчас доступны в электронном виде. // Источник litres.ru
Лесная дева. Художник Штефан Цпин (Štefan Cpin). Иллюстрация к "Серебряной книге сказок" Божены Немцовой. Возможно, у кого-то была в детстве Золотая или Серебряная книга со сказками Божены Немцовой! Обе эти книги были переизданы и сейчас доступны в электронном виде. // Источник litres.ru

Тут Бетушка вспомнила о своей котомке и подумала: а вдруг под листьями что-то есть? Вытащила она своё веретено, вытащила лён, пригляделась, да как закричит:

- Мама, ты только посмотри!

Мать посмотрела и только руками всплеснула. Берёзовые листья превратились в золото!

- Лесная дева мне наказала: "Сейчас не смотри, до дома береги!", а я не послушала! - Бетушка злилась на себя.

- Ну хорошо хоть, что всю котомку не вытряхнула! - сказала мать.

Утром они сходили к тому месту, где Бетушка выбросила листья, но ничего, кроме зелёных берёзовых листьев, не нашли. Но и оставшегося золота хватило с лихвой.

Мать завела большое хозяйство, у Бетушки появились нарядные платья и больше уже не нужно было самой пасти коз.

Но никакое богатство и достаток не могли принести Бетушке такой радости и счастья, как пляски с лесной девой.

Её часто тянуло в рощу, чтобы еще хоть раз увидеть лесную деву - но лесная дева ей больше не являлась.

---

Я пересказала авторскую сказку чешской писательницы Божены Не́мцовой, а она могла слышать от своей деревенской бабушки, которая любила, сидя за прялкой, рассказывать сказки. Мы ещё можем разглядеть древние корни этой сказки: девочка на пороге взросления надевает на голову венок из неспряденной кудели и три дня подряд идет танцевать в лес, где встречает Белую Богиню, которая прядёт для девочки нить судьбы. Три дня об этом нельзя говорить взрослым, а на третий день девочка получает в дар от богини счастливую судьбу и достаток.

Я, правда, не слышала о таком обычае - носить на голове кудель, но эта деталь настолько нелогичная, что просто так не придумаешь. Наоборот, писательнице пришлось притягивать за уши хоть какое-то объяснение - так и появилась деталь про бедность и отсутствие в доме простейшей ручной прялки, которая изображена на картинке ниже.

a - ручная прялка, b - веретено с намотанной пряжей, c - пряслице (для утяжеления веретена и крепления пряжи)
a - ручная прялка, b - веретено с намотанной пряжей, c - пряслице (для утяжеления веретена и крепления пряжи)

Деталь, что коз надо было пасти именно в берёзовой роще, тоже кажется мне надуманной. Уверена, что на самом деле девочка шла в рощу именно для выполнения древнего ритуала. Спасибо сказке, что донесла до нас его описание.

А вот история про девочку, которую отправили прясть, а она вместо этого нашла испытания на свою голову:

Подписывайтесь также на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве

Сказки
3041 интересуется