В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае нашими археологами были откопаны несколько небольших косточек. От трёх особей (девочки, молодого мужчины и неопознанной особи) осталось немного. Девичья крайняя фаланга пальца руки, юношеский моляр и фаланга пальца ноги неизвестного лица. Учёных эти косточки крайне заинтересовали своей непохожестью на кости эректусов, сапиенсов и даже их принадлежность к неандертальцам вызывала большие вопросы. Никто и не мог предположить, что из этих жалких находок получиться вывести аж целый новый вид человека. Да ещё какого человека! Достаточно прогрессивного что в плане облика, что в плане культуры. Эректусы, как устаревшая модель, и рядом не стояли.
Компании исследователей во главе со шведом Сванте Паабо удалось выделить и расшифровать ДНК этих обитателей Денисовой пещеры, которым не повезло (и повезло их исследователям!) там скончаться где-то 70-80 тысяч лет назад. Из анализа ДНК выяснилось, что эти "товарищи" действительно были отдельным видом среди рода Хомо. Они имели общего родственника с нашим видом около 700-800 тысяч лет назад и общего родственника с неандертальцами около полумиллиона лет назад. Кроме того, люди этого вида (пока официально не подтверждено, что это Человек денисовский) оставили весьма серьёзный вклад в генофонд населения Восточной и Юго-Восточной Азии и даже обеих Америк. В процентном отношении в генофонд современного человечества он даже превосходит вклад неандертальский.
Денисовские гены разошлись от Скандинавии (около 1% у саамов) до Австралии (до 4% у некоторых аборигенных племён). Наивысшей концентрации достигает в южно-азиатском регионе (который восточнее Индостана). Филиппинцы из племени аэта имеют 6-7% денисовских генов. Австронезийские народы и южные китайцы около 3%. Северные китайцы, корейцы и японцы от 1,2 до 2,5%. Однозначно между двумя видами происходила активная метисация. Началась она в двух регионах. Сначала на Сунде (расширенный вариант Индокитая) около 60 тысяч лет назад, а потом в Южной Сибири и на Алтае 40-45 тысяч лет назад. Судя по всему, денисовцы расселились на юг вплоть до линии Уоллеса, а Южная Сибирь была северным краем их ареала. Вот только как они в Восточной Азии оказались?
А очень просто! Пришли сюда из Европы! Предком двух двоюродных братьев нашего вида (неандертальцев и денисовцев) стал европейский Человек гейдельбергский. Непонятно, что случилось в Европе между древними видами людей, но около 250 тысяч лет назад гейдельбержцы окончательно вымирают, неандертальцы пока остаются на исторической родине, а денисовцы начинают путь на восток. Видно, как-то разругались между собой. В итоге междоусобиц гейдельбержцев неандертальцы (вернее, пренеандертальцы) умудрились или "замочить", или, того хуже съесть, а денисовцев изгнать. Что поделаешь, плейстоценовая Европа предоставляла немного климатических и пищевых ресурсов. На всех не хватало.
И пошли денисовцы, солнцем (скорее, морозом!) гонимые на восток. Немногочисленные племена охотников и собирателей, вооружённые на тот момент совершенными изделиями из камня и изделиями составными, успешно продвигались сначала безостановочно и беспрепятственно через тундростепи Русской равнины, предгорья Южного Урала в Южную Сибирь (где тогда были идеальные условия для охоты на плейстоценовую фауну), а дальше на Алтай. Если подтвердится принадлежность к денисовцам ряда черепов, найденных в последние лет 30 в Китае, и подтвердится их датировка, то можно предположить, что около 120-130 тысяч лет назад денисовцы через побережье Китая направляются на юг.
На север денисовского ареала около 70-80 тысяч лет назад приходят неандертальцы, а на юг чуть позже (60-70 тысяч лет назад) и люди современного типа. В Южной Сибири люди современного типа оказываются около 45 тысяч лет назад и весьма длительное время все три разумных вида людей позднего палеолита живут по соседству друг с другом. Возможно это смешение трёх разумных видов и дало дальнейший пассионарный толчок человечеству. Ведь Южная Сибирь и Алтай в итоге оказались прародиной индейцев Америки, монголоидов и индоевропейцев.