Скорее всего, практически каждый читатель исторического канала, хотя бы мельком слушал о «классическом» подвиге простого русского старика – крестьянина Костромской губернии, Ивана Сусанина. Именно этот бесстрашный подданный новоизбранного царя – Михаила Романова, ценой своей жизни завёл крупный польский отряд то ли в болото, то ли в безвылазную чащу, откуда они не смогли выбраться и полегли как один на лютом морозе в необъятных просторах нашей могучей Родины
Заметили одну важную деталь? А именно расхождения в версиях о том, где именно сгинули поляки – в болоте али лесу. И ведь есть отчего возникнуть путанице, ибо столь стародавние события Смутного времени давно обросли мифами и легендами, отчего о настоящем подвиге реального Сусанина ходит огромное количество пересудов и домыслов.
Давайте же сегодня исключим большую часть «двойных трактовок» и поговорим об истинном геройском поступке этого выдающегося русского человека. Поверьте, что результаты этого мини-исследования во многом изменят ваше видение по поводу «хорошо известных событий».
Причины Смутного времени
Смутное время началось в 1598 году, когда при невыясненных обстоятельствах на тот свет отправился Фёдор Иванович – единственный сын Ивана Васильевича Грозного. Древний род Рюриковичей прервался, что являлось страшным событием по меркам тех лет. И немедленно, в сторону опустевшего престола потянулись руки многочисленных захватчиков, которые хотели править и владеть огромной и богатой вотчиной русских государей. И ближе прочих к этой цели приблизился польский король – Сигизмунд III, который находился в одном шаге от окончательного завладения Москвой и, следовательно – всей Россией.
Вдаваться во всю эту чехарду с Годуновыми, Шуйскими и Лжедмитриями я не буду – излишние подробности отдалят от основной сути повествования. Но согласно «классической» легенде именно крупный отряд Сигизмунда III "вызвался провести" на Ипатьевский монастырь простой русский крестьянин – Иван Сусанин, где на тот момент времени скрывался от своих врагов новоизбранный 16-тилетний Михаил Фёдорович Романов.
Иван Сусанин существовал
Начать путь к истине нужно с того, чтобы отметить закрепить в статье то, что Иван Сусанин реально существовал в Истории России. Об это прямо указывает одна из грамот, направленная новому государю Всея Руси, в которой отмечается не только факт прохода «польских и литовских людей» через Костромскую губернию, но и тот факт, что некоего «тестя Богдашкова» - Ивана Сусанина, пытали «немерными муками» иноземные захватчики, пытаясь выведать дальнейшую дорогу.
В то время, когда интервенты подвергали пыткам русского крестьянина, Михаил Романов действительно скрывался в Ипатьевском монастыре. И Иван Сусанин, как один из старост деревни, реально был осведомлён о том, где находилось святое место и кто именно скрывался за крепким дубовым тыном.
Но подвиг героя в том и заключался, что он не сломался под пытками и в гордом молчании ушёл на тот свет со своей тайной, оставив поляков и «литву» в глубине наших территорий, без какой-либо информации о дальнейшем пути. Фактически и метафорически выражаясь, глубинка Костромской губернии и была той самой «чащей», из которой не было выхода – вскоре, к местоположению польского отряда подтянулись воспрянувшие русские силы, развеяв вражеское войско и нанеся ему непоправимый урон.
Первоисточники легенды об Иване Сусанине
Так откуда же появилась красивая легенда, согласно которой хитроумный крестьянин повёл чужеродный отряд от своего села Домнино, вглубь леса, где они сгинули в суровую зимнюю пору? Давайте же приоткроем завесу и над этой тайной.
Вплоть до самого конца XVIII века никакого Ивана Сусанина в русской литературе не существовало. И только в 1792 году, в сборнике местных мифов и сказок Костромского уезда, за авторством полковника Ивана Васькова, фигурирует сюжет, в котором бывший костромич, ценой своей жизни, столь ловко и хитро призвал интервентов к расплате за свои злодеяния.
Судя по всему, с трудами Ивана Васькова был знаком другой автор – учёный-географ Афанасий Щекатов, который продублировал информацию о подвиге в своём «Географическом словаре» 1804 года выпуска. А дальше, какими-то неведомыми путями, сугубо костромской миф долетел до внимания Кондратия Рылеева, который посвятил подвигу отчаянного старосты целую одноимённую поэту в 1822 году, что и стало фундаментом для очень широкого распространения мифа.
Дальше – больше: за распространение легенды взялся известный композитор, Михаил Глинка и его опера от 1836 года «Жизнь за царя».
Тогда и появилось знаменитое:
««Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»…
И, после столь серьёзной работы под «канонизацией» образа реального Ивана Сусанина, уже никто и ничто не могло вытравить его образ из русской литературы.
Выводы
Умаляет ли вышесказанное подвиг реального Ивана Сусанина? Нет, ибо он ничем не отличался от литературного подвига в метафорическом плане, о чём уже было указано выше.
Для интервентов, Костромская губерния была теми самыми «болотами» и «дебрями», из которых они так и не нашли выхода. И именно благодаря молчанию мужественного крестьянина, на русский престол взошла и закрепилась новая династия Романовых, так как Михаил Фёдорович вполне успешно "отсиделся" в самый трудный и опасный исторический момент в Ипатьевском монастыре и, тем самым, сохранил себе жизнь.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта над которым мы работаем каждый день.