Художники-импрессионисты часто работали с одними и теми же моделями, но какие разные произведения у них получались! Работы Мане и Дега сложно перепутать, примерно как сливовый бренди и абсент, что и доказывают картины ниже.
Итак, место действия – Париж, время - 1870-е годы, самый яркий и красивый период живописи импрессионистов, расцвет самого блистательного и живописного художественного течения XIX века. Эдуард Мане и Эдгар Дега были хорошо знакомы, часто пересекались в парижских кафе и часто наблюдали в этих кафе одни и те же сцены.
Эту картину написал Эдуард Мане, тема кафе и ресторанов плотно вошла в его творчество. Перед нами своего рода этюд одиночества, тихая меланхолическая сцена, в которой женщина сидит за столиком, погруженная в собственные мысли. Она может быть проституткой, ожидающей клиента, или простой парижской торговкой, решившей пропустить рюмашку – женщины из хороших семей не могли появляться в кафе и ресторанах в одиночку.
Мане писал картину, основываясь на личных наблюдениях, подмеченных в знаменитом кафе «Новые Афины» на площади Пигаль в Париже, которое посещали импрессионисты.
На столе стоит рюмка со сливой, вымоченной в бренди — фирменное блюдо парижских кафе. Изначально Мане писал бокал с пивом, но передумал: барышне сливовицы шла гораздо больше. Слива могла быть не просто деталью времени, но и отсылкой к женской сексуальности, в качестве подобного символа она использовалась в литературных произведениях рубежа 19-20 веков — в том числе, кстати, и в знаменитом «Улиссе» Джойса.
Колористический дар Эдуарда Мане в этой работе особенно нагляден: сочетания розового, темно-красного, белого и жемчужного оттенков – изумительно хороши, и пусть натурщица не является классической красоткой, а все же впечатляет. Этакий французский шарм.
Совсем иное у Дега:
В модном кафе, тех самых «Новых Афинах», сидят мужчина и женщина, рядом, но не вместе – каждый выглядит опустошенным и погруженным в себя. Смысл картины едва ли укладывается в рамки назидательного предупреждения об опасности абсента – Дега не писал плакаты такого рода. Эта картина - скорее про одиночество в большом городе: так много людей вокруг, но нет родственной души.
Уже современники связывали картину Дега с романами Эмиля Золя, одного из самых популярных писателей того времени. «Я совершенно ясно описал некоторые из ваших картин на своих страницах», – сказал однажды Золя, обращаясь к Дега. И тот, и другой, в сущности, описывали окружающую реальность, в словах и красках, а потому параллели неудивительны.
Так же, как и Эдуард Мане, художник Дега вдохновлялся реальными впечатлениями. Но там, где Мане экспериментировал с сюжетами, порой шокируя публику (вспомним, «Олимпию»), Дега экспериментировал с формой, точнее с композицией картины. На переднем плане видно положенную на стол газету для посетителей кафе, закрепленную на деревянной планке, и стаканчик со спичками – изображение обрезано по диагонали, создавая впечатление случайности «кадра».
Но вернемся к натурщице. Ее звали Эллен Андре, она была актрисой и натурщицей, позировала обоим художникам практически в одно время, но какие разные получились образы! Меланхолическая девица и опустившаяся женщина.... Дега изобразил свою модель самым безжалостным образом – а она ведь была красоткой. Более того, на картинах этих ей всего 20 лет!
Ее же, кстати, можно наблюдать и в знаменитой картине Ренуара - «Завтрак гребцов», и тоже с рюмашкой).
Существует полулегенда, что картина Дега «Абсент» оказалась столь убедительной, что и женщину и мужчину (а позировал для картины художник Марселен Дебутен) всерьез стали считать пропойцами. Чтобы исправить ситуацию, Дега пришлось сделать публичное заявление о том, что искусство и реальность вовсе не одно и то же...
*
Если понравился текст, ставьте лайк! А еще пишите в комментариях, если любите импрессионистов - у меня о них просто море интересностей собрано)