Найти тему
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

Первый боевой вылет: Одним батальоном советские командиры решили закрыть кусочек границы Афгана

Оглавление

В середине 80-х советское командование в Афгане решило не гоняться за каждой бандой в горах и ущельях, а перекрыть всю границу. Граница огромная, на местности не обозначенная, никак не оборудованная.

Отрядили для этого дела два батальона спецназа, плюс одна рота. Рота оставалась в Кабуле, батальонам приказали сместиться к южной границе. Батальону с нашим героем досталась провинция Газни, с базой 191-го мотострелкового полка.

Батальон разбил целый палаточный городок. С койками, простынями-одеялами, дровяными печками, даже с душевой кабинкой. Всё бы хорошо, да поначалу командиры из штабов доставали – обучали развед. действиям. Теоретики, не знающие местных условий. Наконец уехали полковники-подполковники в штабы высокие. Батальону сразу вылет к границе назначили.

Первый боевой вылет

Вертолётов всего два прилетело – за двумя взводами. Летели к югу, местность – сплошь степи с кратерами кяризов (подземных водопроводов). Вдруг появились несколько топливозаправщиков – гонят напрямую по бездорожной степи. Значит, работа у группы появилась – устроить им досмотр.

Афганский кяриз
Афганский кяриз

Чтобы их не спугнуть, вертолёты ушли за невысокую горную гряду, высадили группу и улетели. Группа двинулась наперерез заправщикам, залегла в засаде. Но оказалось, что не дошли – те едут далеко. Командир приказал открыть огонь перед ними, напугать. Напугали – заправщики остановились, из них выскочили несколько водителей и быстро скрылись в кяризах. Вот значит как.

-2

Подошли к машинам, уничтожили их, дождались вертолётов, облетели участок границы, вернулись на базу. Несмотря ни на что у всех настроение было приподнятое – первый вылет, и сразу 3 заправщика сожгли. Если так пойдёт каждый день, то духи от этого участка границы разбегутся. С другой стороны, они увидели, что днём за границей приглядывают, больше светиться не станут, пойдут ночами.

Нужны засады

Очередной вылет – внизу лежала бескрайняя бурая степь, заросшая каким-то цепким кустарником. Иногда нитки дорог, круги кяризов.

Наконец долгожданное разнообразие – шлейф пыли, впереди него мчал грузовик, бурубухайка. Его обогнали, дали очередь перед ним. Тот только ускорился. Наш комвзвода приказал посадить вертолёт перед грузовиком. Вертушка зависла в метре над землёй, выгружая взвод. Грузовик остановился, трое афганцев выскочили из кабины, рванули к кяризам. Автоматные очереди никак их не брали, вертолётчики решили бахнуть НУРСами. В беглецов не попали, зато бурубухайку подожгли. Афганцы спрыгнули в кяриз, сдетонировал топливный бак. Пришлось возвращаться ни с чем.

Остатки бурубухайки
Остатки бурубухайки

После сожжённой бурубухайки духи словно вывелись. Ясно, что они перешли на ночные маршруты, а наш герой продолжал облёты местности днём, чтобы они не заподозрили изменение тактики.

Вечерело, два взвода вылетели в назначенный район. Там изобразили пару ложных высадок, десантировались в другом месте. Ожидалось, что духи, не найдя шурави в местах ложных высадок, продолжат ночные маршруты. И попадут в засаду.

После высадки взводы скорым шагом преодолели 10 км, стало совсем темно. Комроты решил проверить, нет ли засады – стал оставлять за спинами мины МОН-50 с большими углами и дальностью разлёта.

Установка МОН-50
Установка МОН-50

Действительно, вскоре прогремели взрывы, но количество духов было неизвестно, решили уйти подальше и залечь. Так и сделали. Залегли на одиночной сопке, окопались. Целый день ждали духов, отойти нельзя было даже по надобности. Вода кончалась, жара доставала на голой сопке.

Наш комвзвода натянул над своим окопчиком плащ-палатку, оставив вентиляционный зазор. Ночью пришла прохлада, ротный повёл всех вниз к заранее намеченному зелёному пятнышку. Там и в самом деле обнаружился родничок. Жизнь налаживалась. Жаль не появились транспорты. Один раз раздался звук мотора, все залегли, но это был маленький тракторишко. Утешало одно – хотя бы нарушили духам отправку грузов.

Но надо было действовать ещё хитрее.