Найти тему
Подвал Истории

XXIV. В Париже Золотая лихорадка, а жрицы любви едут покорять Америку

В Париже удушающе жарко. В городе воняет, люди задыхаются от смрада, а оспа собирает свою жатву и множит число жертв. Однако активность в столице редко когда была столь оживленной. Азарт биржевой торговли, то есть спекуляции, охватил парижан и провинциалов, оказавшихся в неописуемой толпе на улице Кенкампуа. Эта улица всегда была занята брокерами и ростовщиками, но сегодня там даже самый маленький магазинчик стоит много золота или уже превращен в контору, потому что акции Compagnie de l'Ouest (Западная компания) и Общества фермеров стоят немыслимых денег. В первые дни августа акции выросли с 1750 фунтов стерлингов до 3000 фунтов стерлингов; 1 сентября 1719 года они составляли 4750 фунтов.

Желание купить превращается в жестокую войну. Акции, аннуитетные контракты, банкноты гуляют как попало и где попало, переходят из рук в руки, тут же предлагаются и тут же покупаются. Аристократы, чиновники, судьи, духовенство всех чинов, купцы, ремесленники, лакеи, малообеспеченные люди толпятся в очередях перед конторами. Места для дилижансов бронируются заранее, потому что на улицу Кенкампуа спешат не только провинциалы, но и иностранцы. Эта толпа привлекает девушек, которые только рады найти щедрых клиентов, и воров, совершающих всевозможные мошенничества.

-2

Некоторые биржевые маклеры играют в пикет как с банкнотами в 10 000 фунтов, так и с монетами в 10 солей. Внезапно разбогатевшие лакеи едут за своей новой каретой, а не стоят на запятках. Даме из Шомона удалось выиграть 6 миллионов. И теперь она держит открытый стол. Новый миллионер зашел в ювелирную лавку и тут же заплатил хозяину за все, что имелось в его магазине. Многие становятся богаче, многие становятся беднее… Многие совершают безумные поступки.

-3

Франция обязана этим безумием Джону Ло, которого поддержал Регент и аббат Дюбуа. Шотландец, похожий на чародея, блестящий финансист, мошенник, авантюрист, карточный шулер, аферист, дуэлянт и убийца, сбежавший из лондонского Тауэра, а затем и из Англии, в Париже продолжает свою блестящую карьеру. 1 августа 1718 года он приказал компании Compagnie d'Ouest купить табачную ферму, будучи убежденным, что это приведет к процветанию на континенте этого растения, столь популярного в американской Луизиане. Затем акции снова взлетели. 4 декабря 1718 года по воле герцога генеральный банк стал королевским банком, а Ло — его директором.

Джон Ло.
Джон Ло.

Таким образом, финансы и торговля королевства находятся в руках этого шотландца, которого одни считают гением, другие — шарлатаном. А пока он идет от успеха к успеху и множит свою недвижимость, скупая гостиницы, дома в Париже, земли в Нормандии, замки и поля. 25 ноября он пригласил герцога д'Антена и маркиза де Лассе́ в дом на улице Кенкампуа́, чтобы предложить им интересное зрелище. Все трое подошли к окну, из которого Ло выбросил несколько золотых монет. Началась невероятная давка. Биржевые маклеры падали друг на друга в густую грязь, пока из соседнего окна на них не вылили ведро воды. А Ло смеялся, громко смеялся.

Маленький король, который любит читать географические карты, попросил карту Парижа. Он хотел знать, где находится эта знаменитая улица Кенкампуа, о которой все говорят. Когда он нашел ее, то был удивлен, что на ней нет золотой отметки.

Луи XV
Луи XV

Акции продолжают расти, Ло пытается заселить эту далекую Луизиану, которую называют «островами Миссисипи». С 1717 года он начал беспрецедентную рекламную кампанию по привлечению поселенцев в американское Эльдорадо, почва которого, как говорят, содержит золото, серебро, медь и свинец; огромные земли обещают великолепные урожаи пшеницы; быки и овцы пасутся на лугах, простирающихся до горизонта; леса, в которых встречается обычная и ценная древесина, станут еще одним источником богатства. Ло напечатал гравюры, на них изображены поселенцы, расслабленно расположившиеся в своих бунгало посреди толпы благородных дикарей, которые с почтением заботятся о приезжих колонистах.

-6

Французы, по сути своей, не являются пионерами. Пересекать океан, чтобы открыть для себя новый мир, нет, это их не соблазняет. Жизнь часто бывает тяжела дома, не было бы хуже в незнакомом мире. Когда они получат точную и проверенную информацию, возможно, они и решат отправиться в это приключение. Пока же новости не обнадеживают. Два корабля покинули Рошфор с четырьмя ротами пехоты и несколькими поселенцами. Разочарование было сокрушительным. Случился неурожай кукурузы, это вызвало настоящий голод. Солдаты, не получившие жалованья, высказывают вслух крамольные мысли. Губернатора провинции пришлось сменить.

-7

«Острова Миссисипи» не оправдывают обещаний Ло. Поскольку заманчивые предложения не увенчались успехом, правительство теперь применяет принуждение для заселения колонии. Париж чистится: бродяги, дезертиры, закоренелые преступники, убийцы, фальсификаторы, воры, поджигатели, контрабандисты теперь отправляются в Луизиану вместе с проститутками. Больницы общего профиля опорожняют свои переполненные палаты.

Заключаются вне всякой морали поспешные браки. Так, 18 сентября 1719 года сто восемьдесят парней были отобраны из нескольких тюрем и представлены сотне девушек, которые должны были выбрать из них себе мужа. Они немедленно обвенчались в монастырской церкви Сен-Мартен-де-Шан. Церемония завершилась, после чего их связали по двое небольшой цепочкой. В сопровождении двадцати лучников и трех тележек с их скудным имуществом они отправились в Ла-Рошель, чтобы отправиться в Луизиану. Через несколько дней тридцать повозок, наполненных барышнями легкого поведения с желтыми лентами, в сопровождении такого же количества пеших горемык пересекли Париж и проследовали по тому же маршруту. Они выглядели очень веселыми и называли всех своих клиентов по имени, проходя мимо.

-8

Для выполнения приказа созданы бригады лучников, называемые бандольерами, которые должны арестовывать всех бродяг и людей без определенных занятий. Компания дает каждому по одному пистолю за нового колониста. Нечего и говорить, что гребут любого по самому простому доносу: недостойных сыновей или супругов, от которых намерены избавиться. Так на борт корабля попал обвальщик по имени Квониам по просьбе его жены, любовницы очень известного человека в Париже. Бандольеры силой забрали у родителей нескольких юношей и девушек. Вспыхнули беспорядки; несколько из этих варваров были убиты. Герцог Сен-Симон, не грешащий слишком большой любовью к народу, все же признаёт, «что мы делаем это с таким насилием и жестокостью, что это возбуждает громкий ропот».

Париж начинает роптать, но Ло все равно. Он думает о городе, который король позволил ему основать в Луизиане и который будет называться Новым Орлеаном. На данный момент здесь всего два-три убогих домишка.

-9
Продолжение следует... Буду весьма благодарен за подписку и комментарии. Полностью прочитать можно здесь: