Закончила читать книгу Роя Гринкера "Нестранные умы. Переосмысление мира аутизма".
Главный герой этой книги - аутизм. Правда, в ней нет хромосом, антител, токсикологии, вакцин или схем устройства мозга. Она о том, как культура влияет на наше отношение к аутизму. Автор рассматривает его не только как ментальное расстройство, но и как группу симптомов, которые были выделены в определенное время и в определенных культурах, отвечая на вопрос: чем же вызвана глобальная "эпидемия" аутизма?
"Болезни могут быть биологическими, но они никогда не бывают только биологическими".
"Нестранные умы" - это также история дочери автора Исабель (ей посвящена эта книга), удивительных людей в спектре аутизма, у которых мы многому можем научиться, и самоотверженных матерей из разных уголков мира, сражающихся за достойное настоящее и будущее для своих детей, живущих с аутизмом.
Рой Ричард Гринкер - профессор антропологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона из династии психоаналитиков, долгое время занимается исследованием аутизма, автор книги "Мы все ненормальные".
В первой части книги идет подробное описание того, как пришли к современному диагнозу, историю диагностики, критериев, отношение к аутизму в разных странах и у разных народов. Хотя его данные уже во многом устарели. Так, он еще опирается на DSM-4 и на статистику, что распространенность аутизма примерно 1:300. Сейчас же все больше данных, что на самом деле распространенность чуть ли не 1:50, а страна, в которой с диагностикой все плохо – Южная Корея – превратилась в страну чуть ли не с самой высокой распространенность аутизма.
Автор доступным языком рассказывает о диагностике и объясняет, что никакой эпидемии аутизма нет. А те, кто "хочет" видеть эпидемию порой просто надеются, что если удастся найти причину аутизма, то можно будет помочь детям – избавиться от токсинов, привлечь к ответственности корпорации и т.п. Но если эпидемии нет, то и нет виноватых.
Он объективно объясняет, как и почему увеличилось общее количество случаев аутизма. И приводит примеры того, что некоторые дети и раньше попадали под наблюдение, но их не диагностировали никак. Например, по воспоминаниям детского невролога П. Филипек до включения в DSM диагноза СА на психиатрическую экспертизу приводили много детей, которым в справке просто писали "есть что-то странное в этом ребенке", а по воспоминаниям педиатра из Коннектикута
в карте писали код FLK, понятный только другим врачам (funny-looking kid, "забавный ребенок"). Но никому не приходило в голову назвать этих детей аутистами.
Мне тоже психиатр не стала ставить никакого диагноза в раннем детстве. Как сказали маме, может, все еще израстется. Интересно, а что было записано в медкарте?..
Во-второй части Рой Гринкер рассказывает о своей дочери Изабель,
она видела Новую Гвинею в облаке, Теннеси - на поленнице, Корею - в кошачьей шерсти.
а также о ситуации с диагностикой РАС и работе с аутистами в разных уголках мира. ЮАР, Южная Корея, Индия, Перу, Израиль... Например, как в 90-е ортодоксальные евреи считали, что
дети с аутизмом - бывшие грешники, которые были отправлены обратно в этот мир, чтобы наказать живых за их проступки и укрепить общественную мораль
Но, как я уже сказала, многое в книге хоть и интересно, но уже устарело и полезного в приведенных сведениях почти нет. Поэтому если бы я и не прочитала ее, то ничего не потеряла бы... Ы целом мое мнение - читать познавательно, но совершенно необязательно.