В Пермской государственной художественной галерее есть картина с портретами Марии Львовны и Софьи Львовны Перовских. На них изображены прелестные создания, светлые ангелы, которых ждёт блестящее будущее. Эти девочки не будут знать горя и лишений, всегда будут окружены родительской любовью и вниманием гувернанток. Они получат хорошее образование, в жёны их возьмут прекрасные молодые люди из благородного сословия. Так оно и произошло. Но только с Марией. Софья выбрала себе другую судьбу и очень жестоко за это поплатилась. Но обо всём по порядку.
Детские и юношеские годы
Софья Львовна родилась в дворянской семье. Её отец, Лев Николаевич Перовский, - потомок графа Алексея Разумовского. Занимал должность губернатора Санкт-Петербурга, был членом Совета министра внутренних дел.
Софья с юных лет отличалась от остальных девочек: тянулась к книгам, примеряла на себя мужские роли, была упряма и своевольна. Софья и место учёбы выбрала себе сама: вместо Смольного, куда поступали дочери министров, губернаторов и людей, имеющих очень высокое положение, она окончила Аларчинские женские курсы. Там-то среди девушек, происхождение которых было «попроще», она и приобщается к идеям социализма.
Отцу Софьи совершенно не нравилось, что дочь водит дружбу со «смутьянами», и он приказал ей бросить эту затею. Но Софья не только не послушала отца, она сбежала из дома в 17 лет. Возвратилась она лишь тогда, когда отец пообещал вернуть ей паспорт и разрешил жить отдельно.
Начало революционной деятельности
Немного позднее Перовская создаёт небольшой народнический кружок, в котором продвигает идеи социализма. Из-за своей общественной деятельности Софья попала в список «политически неблагонадёжных», и ей отказали в получении диплома учительницы, обучение на которую она прошла после окончания Аларчинских курсов. Но позже она всё-таки получила диплом.
Далее Софья прошла курсы акушерки и работала в земстве. Нищенское и бесправное положение простых людей потрясло её до глубины души. Тогда и началось «хождение в народ» у представителей партии «Земля и воля», в которой уже состояла Софья Львовна.
Однако, простые люди не принимали пропаганду против самодержавия, порой даже настраивались враждебно. Разъяснения текущих нужд народа, как их понимали представители партии, не нашли отклик в этом самом народе, зато привлекли внимание местных властей и полиции. Агитаторов стали арестовывать, в том числе попалась и Софья Львовна. Когда её арестовали и выслали в Олонецкую губернию, она воспользовалась тем, что жандармы уснули, и сбежала.
От пропаганды к решительным действиям
Попытки поднять народ на восстание пропагандой результатов не принесли, поэтому народники решили перейти к более радикальным методам политической борьбы. Среди сторонников таких методов в том числе была и Перовская. Народники считали, что убрав царя и нескольких видных сановников, крестьяне и рабочие поднимутся на революцию, и начали разрабатывать план.
Впоследствии народниками были предприняты три попытки покушения на царя, которыми руководила и в которых участвовала Перовская.
Первая попытка была под Москвой. Народники сделали подкоп из домика, который стоял недалеко от железной дороги, и под полотно подложили бомбу. Взрыв произошёл, когда царь миновал опасное место.
Вторая попытка была более дерзкой: бомбу решили взорвать прямо в Зимнем дворце. Софья Перовская через своих знакомых узнала, что во дворце проводится ремонт подвалов, в том числе и винного погреба. Расположение последнего было как нельзя кстати: он находился прямо под царской столовой. На ремонтные работы устроился член народовольцев - Степан Халтурин. Днём он занимался работами, а ночью проносил динамит, который умело маскировал под стройматериалы. В итоге были чётко определены время и дата взрыва. И тут царя спасло удачное стечение обстоятельств: поезд принца Гессенского, которого ждали к ужину, задержался на полчаса. Впоследствии никто из царских и высокопоставленных особ не пострадал, но взрыв лишил жизни 10 солдат из полка охраны и ранил 80.
К третьей попытке народовольцы готовились основательно. После серии покушений, Александр II выезжал из дворца только на смену караула в Михайловском манеже. Перовская изучила время и маршруты следования царского кортежа, и с членами партии они разработали план, согласно которому заложили мины под проезжей частью. Если бы и в этом случае последовал неуспех, то четверо метальщиков должны были бросить бомбу в карету царя. Но и опять обстоятельства сложились таким образом, что план действий нужно было менять. Всей операцией руководила Перовская, подавая сигнал взмахом белого платка.
Третья попытка для народовольцев оказалось удачной. Царь был смертельно ранен и последние минуты своей жизни он провёл в Зимнем дворце.
Первая и последняя любовь Софьи Перовской
Было бы несправедливо умолчать об одной важной фигуре в жизни Софьи Львовны - Андрее Желябове.
Андрей Желябов в отличии от Софьи был простолюдином. Он происходил из семьи бывшего крепостного крестьянина. Поступил в университет, но был изгнан из него за вольнодумство. Конечно же, участвовал в народнических кружках. На одной из таких сходок, в конспирологической квартире в Санкт-Петербурге повстречались Перовская и Желябов. Они обнаружили родство душ и страстно влюбились друг в друга.
Многие историки до сих пор сходятся во мнении, что именно Желябов надоумил Перовскую перейти от пропаганды к наступательным действиям. И Перовская доверилась доводам и аргументам горящего идеями революции Желябову…
Преступница или героиня?
В конце концов, участников покушения задержали, над ними был произведён суд, который вынес для всех высшую меру наказания. Вопреки ожиданиям революционеров, после покушения народ ни на какое восстание не поднялся, а начал скорбеть по царю-освободителю, проклиная тех, кто совершил злодеяние.
После революции 1917 года деятельность партии, которой руководила Перовская, осуждалась, но самой Софье Львовне отдавали почёт и уважение: называли улицы в городах и сёлах (в подмосковном Егорьевске до сих такая существует), назвали колхоз вблизи Севастополя в её честь и установили памятник, снимали фильмы. Один из них рекомендую к просмотру - «Софья Перовская» 1967 года, режиссёр Лео Арнштам.
Читайте также: