Найти тему
(Не)Страшная Школа

Почему я против семейного образования?

Photo by RACOOL from Freerange Stock
Photo by RACOOL from Freerange Stock

В России законодательством предусмотрены несколько форм получения детьми образования. Существует традиционное образование, когда дети посещают обычную школу, сдают контрольные и экзамены, а также есть семейное образование, при котором ответственность за обучение детей полностью лежит на родителях. Сейчас семейное образование приобретает все большую популярность, есть огромное количество сторонников, существуют онлайн школы, которые предлагают получать данное образование в них.

Как обычно это выглядит? Ребенок не ходит в школу вообще. И тут есть варианты. Либо родители сами занимаются обучением, либо нанимают репетиторов, либо записывают ребенка в онлайн-школу, где школьную программу он проходит в удобном режиме и формате. В конце учебного года такие дети все равно проходят аттестацию в школе (или школе-партнере через свою онлайн школу), и все соответствующие документы об образовании они получают.

Какие плюсы видят сторонники?

1) Возможность учиться для детей с ОВЗ, а также для тех, кто в силу частых переездов родителей, серьезных занятий спортом или музыкой и т.п. не может посещать обычную школу.

2) Отсутствие стресса, связанного с плохими отношениями с учителями и одноклассниками.

3) Возможность проходить материал в удобном формате и режиме. Можно закончить два класса за год, можно пересматривать видео-уроки сто раз, пока ребенок не поймет, можно учиться с мамой, сидящей рядом, которая переведет на понятный ребенку язык.

4) Возможность не придерживаться государственных стандартов образования, которые сейчас у многих вызывают недовольство, и учить ребенка так, как родители считают нужным. Многие, например, находят старые советские учебники и учат детей по ним.

5) Возможность устроить детям интересное и насыщенное детство. Можно учиться в парке, на экскурсиях, на пляже, в пижаме – да как угодно.

6) И уже аргумент, который выставляют подростки. Можно заниматься тем, что им действительно нужно. Так многие переходят на семейное обучение, чтобы иметь время активно вести свои блоги.

Тут я хотела бы поделиться своим видением и рассказать, почему я против такого формата. Прежде всего, оговорюсь, что я не совсем против. Если родители выбрали данный формат по причинам, указанным в моем первом пункте, то я, пожалуй, даже обеими руками за. Если ребенок не может учиться в обычной школе по состоянию здоровья, то лучше учиться так, чем не учиться вовсе. Если ребенок горит спортивной или музыкальной карьерой, и родители решили его в этом поддержать, то это просто прекрасно, на мой взгляд. А вот к остальным пунктам у меня и как у педагога, и как у мамы есть некоторые…вопросы и возражения. И начну я с конца.

Заниматься тем, чем нужно

Не раз мне попадались видео, где подростки рассказывали, что попросили родителей перевести их на семейное образование, и те согласились. И теперь у них есть время заниматься тем, что действительно важно. Возможно, кто-то из них станет успешными блогерами, артистами и прочими профессионалами, совершенствование в навыках которых забрало время на школу. Очень может быть. Хотела бы я услышать о таких случаях в будущем и признать, что была не права. Однако, немного смущает, что подобные решения принимаются в подростковом возрасте, когда молодых людей в принципе качает туда-сюда в том, что им интересно, а родители уже не обладают таким же авторитетом, как в раннем детстве, чтобы выстроить им учебный процесс как следует. Ведь, если разобраться, в школе или дома – время на учебу все равно затрачивать нужно, особенно в старших классах. Откуда же его столько освободилось, что хватает на активный блогинг и прочее? Точно ли это самое семейное образование идет в полном объеме?

Устроить детям полное впечатлений, насыщенное детство

Очень классная идея, кстати. Признаюсь, как мама я иногда очень сожалею о том, что за работой, домашними делами, школьными делами ребенка, уроками нам не достает времени, когда можно просто вместе чем-то заняться и отдохнуть. Я очень стараюсь восполнить этот пробел на каникулах. Сеть, опять же, предлагает много влогов от мам «домашних» школьников, которые показывают, как здорово и в игровой форме проходят их учебные дни. Они же уверяют, что у них нет проблем с социализацией, потому что они общаются с такими же семьями и такими же детьми. И вот от одной из таких мам в ее видео прозвучала фраза: «Это совсем другие люди и дети». И вот это-то меня и смущает. Думаю, большинство читателей согласятся с тем, что если семейное обучение превращается в общение ребенка исключительно с родителями 24/7, то это совершенно нездоровая форма. Выход во внешний мир любому человеку, независимо от возраста, нужен. И вот вопрос, а внешний ли это мир? Конечно, если мы говорим о некоем обществе, построенном по принципу общины (религиозной, хозяйственной, мировоззренческой и т.п.), то это другой разговор и имеет право на существование, и скорее всего в рамках этого общества будет скорее плюсом, чем минусом. А если речь о стандартных семьях, проживающих в обычных современных городах? Что значит это «совсем другие дети»? На каком этапе воспитания дети научатся взаимодействовать с не-другими детьми. Когда им расскажут, что в мире есть не только социально-комфортные «свои», но и «чужие», у которых могут быть иные взгляды, другое поведение, и с которыми взрослым людям нужно по разным причинам общаться и решать какие-то вопросы?

Возможность выбирать темп и программу

3 и 4 пункты своего списка я хотела бы объединить. Не стану спорить с тем, что государственная школа слишком стандартизирована. Порой кому-то нужно медленнее, кому-то – быстрее, а дифференцированное обучение, как в некоторых зарубежных странах, у нас не предусмотрено. И, казалось бы, возможность обеспечить конкретному ребенку его темп, или подобрать программу, которая родителям кажется успешнее, это хорошо. И тут я хочу коснуться не очень острой и критично острой тем. Не очень острая заключается в профессионализме родителей. Здорово, если организацией учебного процесса занимается профессиональный педагог. Однако часто я встречаю в тех же влогах мам-домашних учителей идеи, которые совершенно… не вяжутся с верным подходом к процессу обучения. Учебники из СССР – это хорошо. Там прекрасно подан русский язык, славные и добрые задачи по математике. Но в конце учебного процесса детям все равно предстоит сдать государственные экзамены, выстроенные на основе современных программ. То есть эрудицию и мозги ребенку развить удастся. А настроить на сдачу необходимых в любом случае испытаний? Однажды я видела влог мамы, которая рассказывала, что выстроила ребенку процесс самостоятельного обучения по принципу блоков. Вот в этот месяц они учат русский, в этот – английский, в следующий – историю. Знает ли эта мама о том, что человеческий и тем более детский мозг отбрасывает информацию по причине длительного неиспользования? И понимает ли, что в мае ее ребенок не пройдет аттестацию по предмету, который изучил в сентябре?

Ну и о реально серьезной, просто очень серьезной, на мой взгляд проблеме. Какими бы ни были садик и школа, там есть, скажем так, дополнительные взрослые люди, ответственные за ребенка. Большинству, наверное, известен пример нашумевшей семьи, рожающей и растящей «гениев». Кто следит за этой темой, знают, как эти дети выглядят. Не буду в подробностях рассказывать об известных мне случаях (в разных странах), когда «семейное обучение» на деле оказывалось камерой пыток или испытательной лабораторией, в которых с детьми делали ужасающие вещи. Но таких случаев предостаточно. И оказывается очень тяжело отследить грань между «самостоятельным выбором программы» и «случаем, когда ребенка пора спасать».

Ну и напоследок о стрессе

Слово «стресс» у нас сейчас окрашено категорически негативно, и люди, а тем более родители детей, стараются себя и близких всячески от стресса ограждать. Однако на деле отрицательным явлением считается не стресс сам по себе, а его уровень. Стресс же – это реакция организма на какой-то необычный внешний раздражитель. Благодаря стрессу мы сделали свой первый вдох. Благодаря стрессу на детской площадке (Маша отобрала игрушку) научились решать конфликты и договариваться. Благодаря стрессу (упал, обжегся, больно) научились безопасно себя вести, смотреть под ноги, не трогать плиту. Да, не все на своем опыте проверили, что трогать плиту плохо, кого-то словами напугала мама этим вот «уфф, горячо». Но все это стресс. Существует реально опасный стресс (попал в аварию, подвергся преступлению, потерял близкого человек, подвергаешься постоянным унижениям). Вот это вредно, вот этого нужно избегать. Другой вариант вредного стресса – его несоответствие возрасту. Например, когда маленького ребенка «учат» плавать, выкинув в воду. Да, у кого-то выходит, наша восприимчивость к стрессу тоже разная. Но чаще появляется страх воды и недоверие к близкому человеку. Или когда малыш остается без родителей. Остаться без родителей – стресс в любом возрасте, но одно дело потерять их в свои 50, и совсем другое – в свои 5. И еще один «неправильный» стресс – это не дозированный как надо стресс. Представьте, вот мы рождаемся, слышим громко маму, папу, врачей. Проходит время, и мы слышим звуки дома. Позже – звуки улицы. Однажды – звук ревущих двигателей самолета и шум толпы людей в аэропорту. Большинство из нас прошли это и все в порядке. А если бы мы поле рождения пять лет просидели в абсолютной тишине, и в пять вдруг оказались в аэропорту?

А теперь вернемся к теме. Как бы ни хотелось родителям оградить детей от стресса, стресс – это нормально. Конечно, я не беру в пример совсем дурные случаи, когда в школе происходит буллинг и много неблагополучных детей, устраивающих ад вместо учебного процесса. Но прочий стресс, он нормален. Ребенок должен уметь ссориться и обижаться. Реагировать на несправедливость и искать пути решения. Что-то потерять и расстроиться. Подраться и узнать, что это плохо и есть иные способы решения конфликта. В конце концов, выражаясь совсем грубо, узнать, что в мире есть дураки и идиоты, и что с ними тоже придется во взрослой жизни иметь дело, даже если его окружение – милые и очаровательные люди (в магазинах, на дорогах, в очередях и т.п.). Сторонники ограждения детей от стресса путем перевода на семейное образование говорят, что «это все будет, но пока пусть у него будет детство». Одна проблема: потом, после детства без стресса, это будет «аэропорт после 5 лет вакуума», только вот ты уже взрослый и заплакать и спросить маму «что же теперь делать» уже поздно.

А в конце статьи я, как обычно, напомню своим читателям, что все вышеизложенное – мое личное мнение. И буду рада увидеть в комментариях ваши доводы «за» или ваш положительный опыт, который заставит меня мнение изменить.

Брак
50,3 тыс интересуются