Найти тему
Госправовед

Сталин и Грозный

Некоторые думают, что они очень образованные и культурные, и поэтому им можно показывать всякую ерунду на государственных киноэкранах. Сталин так не думал, и старался нести высокую и правдивую культуру в массы. За это его и ненавидит нынешняя наша богемная элита, а зря, им бы поучиться у Вождя народов. Мощь его культурно-политической мысли хорошо видна на конкретном событии, приведу выборку из стенограммы встречи

Сталина с кинематографистами от 26 февраля 1947 г. Обсуждали отснятый вариант фильма «Иван Грозный». 

Сталин: Вы историю изучали? 

Эйзенштейн: Более или менее. 

Сталин (с удивлением): Более или менее? Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина.

Опричнина – это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамёна и уходить с войны, – образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны как ку-клукс-клан. 

Эйзенштейн (игриво). Они одеты в белые колпаки, а у нас – в чёрные.

Сталин.

Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения…

Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе…

Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Пётр I – тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Ещё больше допустила его Екатерина. И дальше.

Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы. 

Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось. 

Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему царю необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени.

А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся. И молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть ещё решительнее…

Эйзенштейн (с паузой). Не будет ли ещё каких-либо специальных указаний в отношении картины. 

Сталин. Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать.

Черкасов: У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа. Нужно ли оставить эту сцену? 

Сталин. Эту сцену оставить нужно, и это будет исторически правильно. 

Эйзенштейн. Было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили. 

Сталин. Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над «Запорожцами» 11 лет. 

Молотов (поправляет): 13 лет. 

Сталин (настойчиво): 11 лет! (так и есть, картина была начата в 1880 и закончена в 1891 г.). Если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана «скульптурно».

Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию…

Сталин (желает успеха и напутствует)

«Помогай Бог!».

* * *

Прочитав, задумаемся, на каком культурном уровне находится современное кино и конечно же , о том, есть ли в нашем государственном управлении культурой хоть что-то сопоставимое с мощью, силой и правдой сталинского мастерства.

________

Цит. по: Кондрашов А. «На пепелище. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг.: Документы и свидетельства» — запись беседы И.В. Сталина, А.А. Жданова и В.М. Молотова с Сергеем Эйзенштейном и Николаем Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный».