Найти в Дзене
Эпос Клио

7 странных вещей, которые считались нормальными в средневековой Европе

Оглавление

Каждое время рождает свои причуды и сумасбродства. Когда-нибудь изучать нравы нашего столетия будут с таким же унынием, с каким мы взираем ныне на Средние века. Вашему вниманию предлагается подборка традиций той эпохи, при которых современным европейцам стало бы ой как несдобровать.

Доски для свиданий

Какие «потрясающие» романтические возможности открывались перед средневековыми Ромео! Представьте: вы и объект ваших пыльных грез, наедине, в уютной опочивальне, бархатные покрывала, трепетные сердца... Но между вами — увесистая дубовая доска! Вот такие были ухаживания в старушке Европе тех лет. В краях Германии, Швейцарии, Уэльса и на скандинавских землях царила суровая христианская мораль.

Никаких тебе блудных утех до благословенного брака!
Никаких тебе блудных утех до благословенного брака!

Парни изощрялись в ловких намеках. Один из фокусов — проведать возлюбленную на ночь глядя. Ложились рядом в одежде и клали между собой непреодолимый «рубеж целомудрия». Одет, обут и со столярным изделием в обнимку — вот он, идеальный жених по ночам! «Послушай, любимая, это доска не просто так. Это ясный вестник о том, что замужество с тобой — плотская моя ценность!» — бурчал, вероятно, егоза-кавалер.

-2

Баланс жидкостей

«Гуморы» — это 4 жидкости, то есть, кровь, желчь чёрная и жёлтая и мокрота. Все эти жидкости по мнению средневековых лекарей могли не только провоцировать недуги, но и определять темперамент и жизненную силу человека. Некоторые врачи связывали состояние здоровья со знаками Зодиака, с погодными условиями и с временами года.

Гуморальная теория «баланса жидкостей» приносила вред, а не пользу. Фрагмент картины «Извлечение камня глупости», Питер Янс Кваст, ок. 1630 год.
Гуморальная теория «баланса жидкостей» приносила вред, а не пользу. Фрагмент картины «Извлечение камня глупости», Питер Янс Кваст, ок. 1630 год.

Из-за гуморов врачи рекомендовали больным пить слабительное и мочегонные средства, пускали кровь и вызывали рвоту. Например, если у захворавшего поднималась температура, ему остужали гуморы, то есть несчастного с повышенной температурой выводили на мороз.

-4

Если же врачам казалось, что имеются некие излишки жидкостей, больному могли прописать мышьяк. А если у человека наблюдалась мокрота в голове (обычный насморк), ему давали табак или шалфей. Так, по мнению целителей, наводился баланс жидкостей, и наступала гармония.

Лечение кровопусканием

Итак, зачастую, лишней при недуге считалась кровь, а суть лечения сводилась к кровопусканию. В Средние века (и раньше) люди искренне верили, что если крови у человека «много», то это непременно приведёт к плохому самочувствию. Что самое интересное, метод кровопускания применялся вплоть до XIX века! Не только при лихорадке, но и профилактики для.

Фрагмент картины «Кровопускание», Эгберт ван Хемскерк, XVII век.
Фрагмент картины «Кровопускание», Эгберт ван Хемскерк, XVII век.

Средневековому лекарю всего-то надо было где-нибудь проделать отверстие, слить лишнюю жидкость, а вместе с ней выпустить и хворь. Причём, кто бы ещё знал, сколько этой жидкости надо было спустить… «Лишнюю» желчь, мокроту или кровь спускали на глаз.

Делали такую процедуру все, кому не лень. Например, цирюльники или брадобреи. «Положительный» результат был на лицо. Например, если кровопускание сделали больному лихорадкой, а он, потерявший всякую силу, переставал дёргаться, то значит недуг был побеждён. Железная логика!

Оригинальные дуэли

В те смутные времена разобраться, кто же на самом деле виновен, а кто нет, было делом непростым. Судьи и присяжные решили положиться на Высший суд — ордалии. Это жестокие судебные поединки между обвинителем и обвиняемым. Бытовало убеждение, что Всевышний никогда не допустит, чтобы праведник пал от руки злодея. Ну а кто на поле брани окажется сильнее — тот, стало быть, и прав. Своего рода «поединок» между добром и злом.

Хотя, как показывала практика, суд порой оказывался на стороне более физически крепкого и владеющего оружием участника дуэли. Фрагмент рисунка «Судебный поединок», неизвестный автор, между 1350 и 1375 гг.
Хотя, как показывала практика, суд порой оказывался на стороне более физически крепкого и владеющего оружием участника дуэли. Фрагмент рисунка «Судебный поединок», неизвестный автор, между 1350 и 1375 гг.

Чтобы хоть как-то уравнять шансы сторон, в позднее Средневековье для таких поединков были введены два строгих правила. Во-первых, бойцов буквально зашивали в комбинезоны, напоминающие вторую кожу, и обмазывали жиром. Во-вторых, вместо привычного клинка им могли дать совершенно незнакомое «экзотическое» оружие — от простой колотушки до огромной боевой двери! Вот где разгулялась средневековая фантазия ради правосудия.

Попробуй, будучи женщиной, размахивая простынью с камнем, одолеть профессионального фехтовальщика, стоящего по пояс в яме. Фрагмент рисунка «Судебный поединок», Ханс Тальхоффер, 1467 год.
Попробуй, будучи женщиной, размахивая простынью с камнем, одолеть профессионального фехтовальщика, стоящего по пояс в яме. Фрагмент рисунка «Судебный поединок», Ханс Тальхоффер, 1467 год.

Осквернение памяти

Казалось бы, суеверный и набожный средневековый человек должен относиться к останкам усопших с почтением. Однако раскопки в разных уголках Европы показывают обратное — около 40% захоронений были потревожены самым вопиющим образом. И всё это делалось совсем не из вандализма. По мнению историков, так средневековые европейцы боролись с нечистой силой — пресекали на корню угрозу восстания зомби.

-8

В то время люди искренне верили во всякую нежить — вампиров, упырей и прочую потустороннюю жуть. Так что череп, бедренная кость или ступня, торчащие из земли, для них были вполне обычным делом. «Господи, опять этот косторез Зигмунд с ночной смены что-то недоделал!» — ворчал старый могильщик Ганс и снова принимался за работу.

-9

Впрочем, не все усопшие считались опасными. К примеру, племя лангобардов из Германии частенько навещало своих ушедших родственников, чтобы... забрать на память их черепа. Как тут не вспомнить цитату из «Храброго сердца»: «А это у вас обычай такой — по черепам родственников ходить?»

Общие постели королей

Вообразите картину: могучий правитель Ричард Львиное Сердце и французский король Филипп II трапезничают бок о бок, а ночью их ложа и того «не разлучали», как говаривали старинные хронисты. Два взрослых мужчины храпят в одной кровати! А ведь короли, между прочим, люди не бедные — хоромы у них ни много ни мало, анфилады дворцовых покоев.

Но нет, надо было европейским правителям спать вместе — ради жеста «дипломатической дружбы». Ох, уж эти закулисные «переговоры».

Кстати, европейские учёные твердят, что данная причуда аристократов не имела ничего общего с... гм, какими-то помыслами. Мол, ни-ни! Как объясняют историки, такие «пижамные вечеринки» служили для выражения доверия и приязни. Ну да, ну да. Фрагмент рисунка «Сон волхвов», Псалтыри королевы Марии, 1310-1320 гг.
Кстати, европейские учёные твердят, что данная причуда аристократов не имела ничего общего с... гм, какими-то помыслами. Мол, ни-ни! Как объясняют историки, такие «пижамные вечеринки» служили для выражения доверия и приязни. Ну да, ну да. Фрагмент рисунка «Сон волхвов», Псалтыри королевы Марии, 1310-1320 гг.

Помимо сожительства под увесистым пологом, коронованные особы ещё и шмотки меняли, и обнимались по-родственному. Если верить старинным сплетням, то власти предержащие проводили весьма увлекательные ночи напролёт. Но давайте не будем строить ххх-догадок. Вполне вероятно, что в реальности дело ограничивалось лишь партией в ферзевый гамбит!

Показательные рыдания

Образ суровых, бесстрастных рыцарей, не проронивших ни слезинки в самых жестоких битвах — всего лишь стереотип. На самом деле мужчины тех времён отнюдь не стеснялись демонстрировать эмоции и проливать слёзы при любом удобном случае. Во времена крестовых походов «способность к слезам искренним и обильным» считалась вполне мужским качеством.

Исторические хроники пестрят описаниями ситуаций, когда взрослые ребята-дворяне просто захлебывались в слезах, а иногда и вовсе бились в обмороках. Зрелище, прямо скажем, ни разу не героическое для современного взгляда. Но в ту эпоху это считалось квинтэссенцией рыцарственного благородства.
Исторические хроники пестрят описаниями ситуаций, когда взрослые ребята-дворяне просто захлебывались в слезах, а иногда и вовсе бились в обмороках. Зрелище, прямо скажем, ни разу не героическое для современного взгляда. Но в ту эпоху это считалось квинтэссенцией рыцарственного благородства.

Кроме того, плач был неотъемлемой частью богослужений, доказательством веры и благочестия. Монашеские уставы предписывали: «Во время молитвы следует ронять слезу умиления». Сейчас это может звучать комично, но в Средневековье мужчина мог «хлюпать носом» при каждом удобном случае.

———
С вами был «
Эпос Клио».