Воровать товары в магазине нельзя, но, если хочется себя оправдать – скажите, что вы шоплифтер. Если хочется заниматься незаконным поиском исторических артефактов – скажите, что вы «чёрный копатель». Можете даже возмущаться, что государство не даёт вам совершать преступления. К сожалению, поддерживать преступную деятельность в рамках данной конкретной проблемы законом не запрещено.
Этот пост будет посвящён тому, что нарушать закон – неправильно (я чувствую себя капитаном-идиотом сейчас), и что даже если вам очень хочется нарушать закон, всё равно нельзя этого делать. Сразу предупреждаю, тут будет много ссылок и цитат, а также мало интересного.
Начнём с самого понятия. «Чёрный археолог» самоназвание, устоявшееся в СМИ. Оно не имеет никакого криминологического или правового определения. Люди, которые называют себя «чёрными археологами», чаще всего занимаются преступной деятельностью в рамках целого ряда статей, а не одной, которую так любят цитировать, 243.2 УК РФ, где есть упоминание возраста культурного слоя.
Давайте перечислим некоторые виды деятельности, которыми занимаются «чёрные копатели»:
1) незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания;
2) поиск оружия, боеприпасов в местах прошедших боевых действий;
3) поиск и изъятие имущества из мест захоронений;
4) поиск и изъятие государственных наград, предметов, имеющих особую ценность;
5) все формы незаконной купли-продажи найденного имущества.
После этого списка самое место цитате Искандера Альфредовича Халикова, кандидата юридических наук, профессора кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Казанского юридического института.
«Необходимо отметить, что одной из наиболее распространенных причин совершения преступлений и административных правонарушений в отношении предметов археологического наследия является отсутствие должного противодействия со стороны представителей органов государственной власти развитию «теневого» рынка археологических древностей. С приведенным суждением согласны 84% опрошенных респондентов из числа профессиональных археологов" (цитата взята из статьи, идущей под №1 в списке литературы, к сожалению, я не могу процитировать весь текст этой статьи, но могу порекомендовать вам с ней ознакомиться).
Я считаю, что вообще некорректно использовать выражение «чёрная археология»? Почему? Потому что их (чёрных копателей) деятельность - не археология (внезапно).
Что такое археология? Процитирую определение. Это наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
Что изучают «чёрные копатели»? Ничего.
Какие научные задачи решает «чёрный археолог»? Никаких. Ведь он не археолог.
Официальная археология работает по официальному разрешению. Согласно ст. 45.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» археологические полевые работы производятся на основании разрешения (открытого листа).
Поэтому археологи спокойно работают с металлоискателями, и никто не даёт им советы «наблюдать за милицией, и в случае чего бросать всё и убегать». Как вы считаете, как часто дают такие советы в случае совершения законных действий? Это риторический вопрос.
Почему так важен момент с выдачей открытого листа? Обратите внимание на саму формулировку. «Археологические полевые работы производятся на основании РАЗРЕШЕНИЯ». Нет разрешения – нет права заниматься археологическими раскопками. Нет права заниматься археологическими раскопками – значит вы совершаете противоправное действие, потому что для официально раскопок нужно разрешение.
Я продолжаю чувствовать себя идиотом, который говорит очевидные вещи.
Теперь давайте поговорим о вещественных источниках. Для этого нам понадобится закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Что такое вещественный источник? Это любой исторический предмет, который находят АРХЕОЛОГИ во время археологических работ. И этот источник становится объектом археологического наследия.
Тут я снова процитирую вышеназванный закон, статью 3: «под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки».
Пожалуйста, обратите внимание на материал в скобках, включая ВСЕ СВЯЗАННЫЕ С ТАКИМИ СЛЕДАМИ археологические предметы и культурные слои. Наш чернокопатель, когда он что-то копает, нарушает культурный слой, просто тупо из-за того, что он роет яму, вместо осуществления раскопа. Контекст и окружающие следы ему совершенно неинтересны. Ему не нужно изучать историю. Единственная его задача – найти «что-то».
Ещё одна большая цитата, о том, что является объектом археологического наследия:
«Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои».
Обратите внимание, что бы не копали «чёрные копатели» – оно, скорее всего, может быть отнесено к одной из категорий. Т. е. они не «белые и пушистые» люди, которые копают «свободные земли», они вполне себе однозначно роют объекты археологического наследия, просто в настоящий момент ещё не описанные (это в лучшем случае) и не используемые археологами.
Объекты культурного наследия, обнаруженные при проведении археологических полевых работ, принадлежат государству на праве собственности и обязаны быть переданы в музейный фонд Российской Федерации на постоянное хранение.
Вернёмся к чёрным копателям.
1) «Чёрная археология» не является научной дисциплиной. Работы чёрными копателями осуществляются вне установленного действующего законодательства.
2) «Чёрная археология» направлена на поиск и изъятие исторических артефактов, изъятие тех из них, что имеют материальную ценность. Никакого исторического и научного аспекта в этом нет. Они физически не могут установить историческую ценность находки.
3) Чёрные археологи не занимаются научным анализом и публикацией результатов своего анализа в рецензируемые научные издания. Соответственно, не занимаются они и сохранением культурного наследия.
4) Чёрные археологи занимается поиском предметов, их не волнует месторасположение и период изготовления вне вопроса стоимости предмета.
Обращаю особое внимание, чёрнокопатель ищет «что-то», ему не важно, что именно он найдёт (исключая вопрос цены). Археологи проводят существенную теоретическую работу, и только потом, понимая, что примерно они должны найти, начинают осуществлять полевые работы.
Давайте пройдём по отдельным чертам археолога и чёрного копателя.
Археолог ОБЯЗАТЕЛЬНО имеет образование, квалификацию и право осуществлять деятельность.
Чернокоп – права не имеет, может не иметь образования, квалификации (обращаю внимание, МОЖЕТ не иметь только образования и квалификации, права не имеет точно, иначе он не «чёрный»).
Археолог НЕ получает выгоды от материальной ценности находок. Археолог находки передаёт государству, они лично ему не принадлежат.
Чернокоп ПОЛУЧАЕТ выгоду от материальной ценности находок, выгода может заключаться и в коллекционировании, даже без продажи.
Возможно кто-то скажет, что мешает археологу воровать предметы?
Ему мешает статья 243.3 УК РФ (Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере).
Если археолог это нарушает – он… совершает преступление! Как и чернокопатель, который совершает преступление по факту осуществляется своей деятельности.
Если в месте раскопа поработал чёрный копатель – это легко понять. Перемешан культурный слой, выкинуты глиняные и стеклянные черепки – они ему не нужны. Ему не нужна археологическая кожа, ему не нужна кость. Ему нужно преимущественно то, что можно продать или «красиво» сохранить. Даже если после себя он закапывает яму – слой это не спасёт.
Вопрос законности или «разрешённости» археологических раскопок решается очень просто. Есть открытый лист – раскопки разрешены, всё законно, нет листа – запрещены, всё незаконно.
Но есть и вариант того, как полностью законным путём получить свою находку.
Как только вы что-то нашли (например, когда копали себе яму под туалет), вы обращаетесь к археологам. Они, в соответствии со ст.ст. 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ в ходе проведения археологических полевых работ на основании выданного разрешения (открытого листа) изымут из земли вашу находку. В случае если исполнителем археологических полевых работ извлеченный из земли предмет будет признан не имеющим историко-культурной ценности, региональный орган охраны культурного наследия дает разрешение на продолжение проведения земляных или иных работ и возвращает предмет фактически нашедшему его лицу. Таким образом, Министерством культуры РФ определен порядок и процедура получения легальной возможности владения и пользования обнаруженным предметом.
Опять же, выше была цитата из статьи Искандера Альфредовича Халикова, которая будет идти под №1 в списке литературы.
Сейчас чёрные копатели пользуются несовершенством современного законодательства, когда привлечь их к реальной ответственности сложно. Не потому, что они не занимаются противозаконным делом, а потому что это нужно доказать, и сделать это должна милиция. А вы, уважаемые читатели, недавно в посте исторического сообщества (!!!) «КэтКэт» читали совет о том, что, если видите милицию – нужно бросать аппарат и лопату и убегать. Правоохранительные структуры, к сожалению, тоже активно включаются преимущественно тогда, когда «роют» период Второй Мировой, но об этом я и сразу несколько действующих археологов уже писали в других публикациях.
Отдельно некоторые «копатели» говорят, что они ищут клады, но тут есть очень интересный момент. Основное отличие клада от комплекса археологических предметов в том, что на момент обнаружения клада отсутствуют фактические данные о намерении сокрыть его от посторонних. Понимаете? Нашли клад – об этом заявили в соответствии с действующим законодательском.
Чёрные копатели совершенно не стремятся заниматься именно вот этим: ставить государство в известность о своих находках. Почему? Потому что они занимаются незаконным делом, вот что удивительно. Этот аспект очень подробно и хорошо расписал уже много раз упоминаемым мной Халиков.
В статье, ссылочка на которую будет идти первой после текста под №1, он подчеркнул верность слов А. А. Ковалёва, ссылка на работу которого идёт под №3: «Археологические предметы не могут быть отнесены к числу бесхозяйных, так как они уже имеют собственника в лице государства и должны быть переданы ему без всяких условий». Соответственно, ещё один тезис чёрных копателей, о том, что они собирают «бесхозное», оказывается дальше от практики, чем хотелось бы.
Цитатой из текста Халикова я позволю завершить себе этот пост.
«Федеральным законом № 245-ФЗ даны соответствующие разъяснения положениям ч. 2 ст. 233 ГК РФ. В частности, законодателем сделан вывод о том, что в отношении археологических предметов нет необходимости устанавливать их фактического владельца и они без дополнительных условий принадлежат государству, регулирующему порядок их хранения, реставрации и экспонирования. Изложенное определяет правовой статус предметов, обнаруживаемых в ходе исследования культурного слоя известного (неизвестного) науке памятника археологии и наделенных особыми аксиологическими характеристиками, представляющими возможность получения качественно иной информации, способной расширить границы познания отдельных исторических событий. При этом крайне важно, чтобы археологические предметы находились в собственности государства, способного силами научного сообщества организовать их верифицируемое изучение».
Обратите внимание, «…обнаружение в ходе исследования культурного слоя известного (НЕИЗВЕСТНОГО) науке памятника археологии».
Если обнаружен предмет – он принадлежит государству. Следующая формулировка, в переводе на русский язык с юридического, означает, что предмет, который может иметь историческое значение, принадлежит государству. А историческое значение очень сильно зависит от того, где и как его нашили. И опять эту функцию может выполнить только профессиональный археолог, который ведёт научное исследование, а не копает ценности, как чернокоп.
Подведём итог.
Чернокоп – это нарушитель. По российскому законодательству нельзя без разрешения добывать археологические артефакты не будучи археологом.
Чернокоп знает, что он нарушитель. Он ищет способы и лазейки, которые помогут ему избежать ответственности.
Чернокоп не доволен сложившейся ситуацией. Люди, которые собираются нарушать закон, в целом склонны к тому, чтобы этот закон ругать.
Научная общественность пытается бороться с этой напастью, но однозначного успеха пока нет.
Любой желающий может принять участие в раскопках: археологи России почти во всех регионах постоянно ищут добровольцев на ОФИЦИАЛЬНЫЕ раскопки. Но чернокопы массово туда не идут. Почему? Наверное, потому что археологи не имеют права присваивать себе найденные артефакты и продавать/коллекционировать их.
Вместе с тем, я не имею права не написать важный момент и не акцентировать на нём ваше внимание.
Реальное наказание чернокопа в России возможно практически только в рамках их «работы» на установленных памятниках археологии. Это не значит, что в других местах копать разрешено, просто там доказать их виновность – практически невыполнимая задача. Особенно сейчас, когда законодательство в этой сфере достаточно активно меняется.
К сожалению, у меня заканчивается объём текста. Читайте археологические тексты на КэтКэте по тегу #Археодень@catx2. По этому тегу есть отдельный текст про чёрную археологию. В других постах есть воспоминания профессиональных археологов о встречах с чернокопами. Не поддавайтесь на пропаганду противоправных действий, даже если такая пропаганда пока разрешена. Записывайтесь на раскопки добровольцами и почувствуете себя археологами на практике!
Автор: Кирилл Латышев
P.S. Почти под каждым постом про чернокопов пишут о том, что среди «белых» археологов есть преступники, что с ними нужно бороться. Вы правы, нужно. С нарушениями нужно бороться, публиковать их нужно, обсуждать их нужно. Но наличие преступников среди официальных археологов никак не оправдывает незаконную деятельность.