Найти тему

Чем отличается работа тьютора от других антропопрактиков?

Оглавление

У каждого профессионала есть своя зона экспертности. В чём он разбирается лучше других специалистов из этой же сферы деятельности.

Например, любой врач в общем знает как функционирует организм человека. Но только окулист может вам помочь с болезнями глаз. А лечить вы зубы вы пойдете к стоматологу.

Так и в различных антропопрактиках, т.е. практиках работы с человеком, которые ведут к осознаваемым внутренним изменениям личности.

Чем же тьютор отличается от других специалистов, работающих с людьми? Давайте разбираться.

1. Не делать за другого то, что он может сделать сам

Тьютор поможет человеку выполнить необходимую ему работу самостоятельно: не делая ее за него, не привнося свой опыт, не направляя туда, куда тьютору кажется, стоило бы двигаться.

Задача его — обустроить работу так, чтобы создать побуждающую к рефлексии среду, внутри которой тьюторант сам будет задавать направление движения в работе, собирая знания про себя. Какие у него интересы, способности, цели, приоритеты. И далее сам будет принимать решения, относительно СВОЕЙ жизни, опираясь на эти знания.

Задача тьютора здесь — качественное присутствие и сопровождение САМОдвижения человека. Обращение его взгляда на слепые зоны в знании о себе.

Например, при выборе профессии подросток может плохо понимать про свои успехи и достижения. А следом и про свои сильные стороны, которые помогли этих успехов достичь. Без этого знания про себя очень трудно выбрать подходящую профессию. Поэтому тьютор через упражнения, вопросы, просмотр и обсуждение релевантных видео помогает ребенку обнаружить и присвоить историю своего успеха.

Сравните: например, ментор передает своему подопечному готовые знания, которыми сам владеет. То есть говорит, что конкретно нужно сделать, чтобы быстрее прийти к своей цели.
Это ускорит развитие человека, сэкономит время/деньги. Но здесь человек получает уже готовое знание из чужого опыта, а не приходит к своему собственному через проделанную внутреннюю работу.

2. Я не знаю, что для тебя будет лучшим/правильным

Тьютор не впадает в помогательство, так как в принципе не работает из позиции, что «я могу знать что-то о другом лучше, чем он сам знает про себя». Не знает, «как правильно», «как лучше» для конкретного человека.

Каждый из нас — индивидуален, и что будет актуально одному, вовсе не значит будет органично другому. Тьютору и не нужно знать все про своего подопечного, чтобы делать свою работу. Нужно, чтобы
сам человек начинал замечать и понимать важное про себя, и развивал в себе самоподдержку с опорой на знания о себе.

Сравните: например, консультант — это специалист в своей области. Знает, как сделать правильно в условно обычной для свой области ситуации, на его мнение можно опереться. Полезно? Да, но здесь нет всматривания в ситуацию конкретного человека для принятия индивидуального для его ситуации решения. Это работа тьютора.

3. Ценность процесса, а не только результата

Подросток может и не найти того, что будет поднимать его по утрам с кровати, но поймет, что с ним вообще происходит, какова природа его лени, отсутствия интереса и как из этого выйти.

Может и не понять, кем он точно хочет быть, но лучше разберется со своими интересами, способностями, образом будущего. Зная это, в дальнейшем найдет дело, отвечающее проясненным параметрам. Узнав больше про себя, поймет, что быть музыкантом/юристом/инженером — это то, что хотят его родители/одобряет общество, но не то, что нужно ему.
Ясный взгляд на себя и свою ситуацию — это то, чем важен сам процесс работы с тьютором.

-2
Сравните: для коуча важно помочь человеку достигнуть цели, с которой он пришел, быстрее перейти в желаемое состояние. Но изначальная цель может оказаться не органична человеку, и ее достижение не сделает его жизнь лучше.

Цель может измениться в процессе работы, так как изменится сам человек. Тьютор организует работу по всматриванию в себя и в тот запрос, с которым пришел человек, работает над его уточнением и корректировкой, если это необходимо.

4. Работа над развитием субъектности — возможностью долгосрочных изменений.

Развитие субъектности в своей жизни, ответственности за принимаемые решения, выход в самодвижение — над этим почти всегда будет работать тьютор, с каким бы запросом к нему не пришли.

Результат такой работы остается с человеком надолго. Благодаря этим изменениям он знает, что принимая решение, нужно посмотреть, а что изменилось в ключевых знаниях про себя? Что изменилось во внешней среде? Может провести такую работу сам, и тогда в дальнейшем помощь тьютора будет нужна ему в разы меньше.

Сравните: коуч и ментор отвечают за качество конкретной сессии, их работа не направлена на достижение долгосрочных результатов по выстраиванию самодвижения человека при решении задач развития. Тьютор работает с личностью человека и ключевыми знаниями о себе, которые помогут ответить на разные вызовы, перед которыми он будет вставать в течение жизни.

Подводя итог

В современном мире постоянных изменений тьютор помогает внести в жизнь человека ясность, уверенность, опору на себя, выйти в самодвижение.

Если я знаю себя и могу опираться на эти знания, то как бы не менялся мир, я смогу найти в нем свое место.

Больше полезных материалов для родителей о том, как устроены подростки и что поможет родителю спокойнее прожить подростковый период — в моем телеграм-канале.

В канале я публикую уникальные материалы и гайды про подростков для родителей. Также рассказываю про работу тьютора и приглашаю на бесплатные консультации.
Подписывайтесь!